Розмір тексту

«Добро побеждает зло»

Ване пять лет. Дед Мороз дал ему подарок – конфеты. Ваня принёс конфеты домой и несколько съел.

- У меня в животике война.

- У тебя живот болит?

- Нет, там просто война идёт.

- Что за война?

- Да там конфеты с луком воюют.

- Так значит у тебя живот болит?

- Да нет, говорю ж, там конфеты с луком воюют.

- И как же они там воюют? Откуда там лук взялся?

- Нам в садике лук давали. И мама мне разрешила съесть несколько конфет. И теперь они там в животике все воюют. Но конфеты победят, потому что конфеты хорошие, а лук плохой.

Ага, понял. И я включаюсь с игру.

- Конфеты не могут победить. Они ж слабые. Ленивые. Лежат на диване. У них животы большие. А лук сильный. Он богатырь. Поэтому он и победит.

- Да нет, лук слабый. Он такой сухонький, маленький. Он не богатырь. Это конфеты богатыри. Конфеты хорошие, а лук плохой. Я не люблю лук. У нас в садике заставляют его есть. Конфеты победят.

***

На следующий день интересуюсь, кто же победил.

- Конфеты победили. Правда, одну убили. Но другие остались.

- А сколько ж осталось?

- Це-лых со-рок штук!

***

Любопытный итог войны. Ване ведь постоянно говорят, что много конфет есть нельзя. А то будет живот болеть. Но ему конфеты нравятся. Значит, конфеты однозначно хорошие. И они победят плохой лук. А как же иначе?

***

- Саша, главное понравиться!

Это мне говорит знакомый аудитор.

Я рассказал ему перед этим, как проверял несколько небольших предприятий.

Главбушки на них – молоденькие. Внешне довольно привлекательные и, как говорят, покладистые, душевные, что ли. В учёте не смыслят ничего. Ошибок много. Придётся штрафы платить.

С такими главбушками хорошо отдыхать где-нибудь на Багамах и наслаждаться прелестями жизни. Но бухгалтировать...

Директора кричат на них. Но как-то мягко кричат, по-отечески. Журят. 

Главбушки сникают, ручки к груди – святая невинность.

Не работа, а сплошная любовь.

Налоговая проверка. Нашли много нарушений. Но договорились. За взятку.

И всё по-прежнему. Одни пожурили, другие поневинничали.

Предприятия несут ощутимые денежные потери. От некомпетентности молодых главбушек. Но выгонять, наказывать их никто не собирается.

Деньги есть. На взятку и налоги хватит.

Ну и слава богу.

***

Социология это наука.

Социологи для явлений жизни свои термины дают.

Скажем, мораль первобытного человека называют «готтентотской моралью» («Hottentot Morality»).

Почему?

Была реальная история.

Христианский миссионер беседовал с одним из представителей южноафриканского племени готтентотов. На вопрос «Что такое плохо и что такое хорошо?» готтентот ответил: «Если мой сосед украдет мою корову, это плохо. Если я украду его корову, это хорошо».

Фактически это мораль человека, весь смысл жизни которого заключается в каждодневном ведении борьбы за элементарное выживание.

Но потом мы стали вроде бы продвинутее, мы уже вроде бы и не первобытные.

И мораль, кажись, вроде бы изменилась: «Не делай другому того, чего не желал бы себе».

***

Машенька девушка церковная. Она не просто так – свечечку поставить, пасочку посвятить. Живёт полнокровной церковной жизнью. Искренне верит в Бога, в жизнь после смерти, покаяние, добро, нравственность и так далее.

Машенька размышляет о мужчинах. Она мечтает о своём единственном принце.

- Чтобы был богатый, сильный, меня любил. И дарил мне дорогие подарки. Хочу розовую машину в большущих слониках!

- Маша, а если он бандит, убийца, злодей?

- А мне всё равно. Лишь бы был такой, как мне хочется.

- Но как тогда нравственность? Ведь он делает зло.

- Не знаю. Любят ведь и бандитов и всех прочих. И я то же самое. Для меня главное, чтобы меня любил и мне во всём нравился.

***

Странно, но поступки Вани, директоров и Машеньки напоминают мне готтентотскую мораль.

Выходит, они в состоянии борьбы за элементарное выживание?

Очень логично.

Что у детей, что в бизнесе, что везде в жизни – своя война.

***

Потом мне приходит на ум диалектика. Та, которой нас учили Маркс с Энгельсом.

Материалистическая.

Понятия условны. Они нужны нам для прояснения явлений жизни в какой-то отдельный момент бытия. Придавать им абсолютное значение нет оснований. Любое понятие не может описать жизнь в своей полноте.

Что зло, что добро – те же понятия.

Выходит, и конфеты ни зло, ни добро. Выходит, что и молоденькие главбушки не такие уж и плохие. А даже совсем наоборот – весьма симпатичные. Да и наш прославленный убийца – мужчина хоть куда.

Зло плавно перетекает в добро, добро в зло. А сверху их целует в темечко - любовь.

Мне нравится диалектика.

Про автора

Олександр Золотухін

Олександр Золотухін

Організатор Дискусійного клубу Полтава

953
Останні публікації:

Полтавщина:

Наш e-mail:

Телефони редакції: (095) 794-29-25 (098) 385-07-22

Реклама на сайті: (095) 750-18-53

Запропонувати тему