Иже под колоколы
1
(тип церковного здания, у которого над основным пространством (перед иконостасом) возведен ярус звона. Плужников В. И.)
всполошным колоколом подняли братию, возвещая о приближении врага: «Стражи же увидевше с церкви заводных людей во вратах стоящих, начаша бити в осадной колокол»*
вся Россия в эти дни - иже под колоколы; и чем громче звон - тем светлее ee молитва
когда ж ответит светлым перезвоном от стен московского кремля Иван Великий?
2
молчит сугубо, царя и патриарха, иже под колоколы...
* * *
любопытное дополнение о Свято-Духовской церкви:
Духовская церковь была главной колокольней в обители до строительства в конце XVI - начале XVII в. звонницы "о пяти столпех". Есть предположение, что звонари не поднимались к колоколам, так как лестница в толще стены Духовской церкви отсутствует. Но мы считаем, что звон с земли в условиях сложной архитектуры Духовской церкви был просто невозможен, и для звона звонари попадали на ярус звона храма по системе деревянных лестниц и переходов. Лестницы могли располагаться у северной стены церкви, так как в ней первоначально отсутствовали окна и вход в храм.
выдержка из статьи о Иване Великом:
Серьезное отличие кремлевской постройки от ее итальянских аналогов состоит в массивности и мощи конструкций нижнего восьмерика здания. Они представляются неоправданными и излишними Мы знаем только один тип построек, обладающий столь же массивными конструкциями, разной шириной ярусов и многочисленными внутристенными лестницами разной формы.
Это - большие башни Московского Кремля, возведенные в 1485-1490-х гг. Можно осторожно предположить, что, приступая к возведению Ивана Великого, мастер Бон воспользовался практическим опытом и конструктивной идеей строителей кремлевских башен. Указав на архитектурные аналоги, мы, тем не менее, не можем объяснить причину строительства столь мощного сооружения, особенно учитывая огромный опыт итальянских архитекторов в строительстве высотных сооружений в сейсмической зоне со значительно более легкими конструкциями.
Возможно, великий князь захотел получить помимо колокольни еще и своеобразный "несгораемый шкаф"», в котором он мог бы хранить свою казну (по образцу новгородских церквей с подклетами), не боясь разрушительных московских пожаров. В этом случае становится понятным и устройство в колокольне дополнительных помещений.
______________________________________________________________________________
*"Сказание" о Смутном времени, цитата келаря Троице-Сергиева монастыря (1607—1620) Авраамия Палицына
фото1: Церковь сошествия Святого Духа на апостолов, "иже под колоколы" в Троице-Сергиевой Лавре, 1476 г.
фото с лентой
фото2: Колокольня Ивана Великого в Московском Кремле, перестроенная из церкви Иоанна Лествичника, 1329—1505 гг.