Правда и миф о Мстиславе
Мстислав Первый, Патриарх всей Руси-Украины... В контескте многих событий на украинском религиозном и политическом поприще, это был выдающийся церковный деятель.
Хотел ли Мстислав Первый (Степан Скрипник) такого развития религиозного сообщества, которое произошло в Украине чуть более года назад? Речь Томосе, то есть праве определять свою судьбу и свое место в христианском мире.
Безусловно Мстислав хотел єтого! Но и вероятно, он хорошо также понимал и предвидел те многочисленные подводные камни, которые ведут украинскую православную церковь к ее истинной независимости.
Увы,
во многом из сомнительного и тревожного,
противоречивого и даже аморального,
что происходит в Православии двух
народов — Украины и России, -
виноват отчасти и сам Мстислав.
Почему
до
такой степени обострилась вражда
двух
церквей,
каждая
из
которых
называет
себя
и
православной
и
автокефальной?
Этого могло не быть, не произойти сейчас, если бы в начале девяностых Мстислав сумел бы объединить украинское православие в одном Патриархате. А ведь он был в тот момент времени безусловным и глубоко почитаемым церковным авторитетом! Весь Киев встал перед ним как перед Папой Римским какая-нибудь Варшава на колени, когда этот глубокий старец вернулся на родину и попытался указать своим верующим путь к Правде. Он любил говаривать (украинскою мовою): Україна ще побачить-зустріне свій український Великдень!
Он верил в будущее наше. Верил весь ХХ век, который прожил “от звонка до звонка». Но вот, уже и в ХХІ веке остаются вопросы: кто мы,
люд украинский, откуда вышли, куда идем?
О! Как бы я хотел теперь спросить обо всем этом у покойного уже Мстислава! Увы, имея такую возможность, во время визита нашего украинского первосвященника в начале 90-х годов в Полтаву, я не использовал ее даже в сотой степени! Увы.
Но сегодня фрагменты разговора моего с Патриархом, с которым я имел честь взять первое его интервью на родине, думаю также были интересны читателю.
Было
это
почти
тридцать лет назад. Прибытия
Патриарха
на
его
Батькивщину,
в
родной
город,
в
равной степени с трепетом ждали и
патриоты-полтавчане, руховцы (участники
Народного Руху Украины 90-х годо), и
«комуняки» (как их тогда еще достаточно
редко называли).
Коммунистическая
власть
города
перед
этим
приездом
провела
мощную
истерическую
пропагандистскую
кампанию,
мол,
к
нашему
городу
едет,
приближается
и вот вот прибудет невероятный
фашистский
прихвостень
и
петлюровец.
Степана
Скрипника
(имя
Патриарха
в
миру)
тогда,
летом
90-го,
около
Мотеля,
куда
подъехал
на
скромном
микроавтобусе, встречала кучка людей
(хотя как показали дальнейшие события,
интерес полтавчан у личности Мстислава
был чрезвычайным на самом деле).
Я был среди встречающих. Мне о многом хотелось расспросить там же, на месте, у этого старого мудреца - Патриарху тогда уже исполнилось 90 лет. Хотел спросить, например, о том, как он построил Украинскую Автокефалию в далеком зарубежье, в Америке... Интересовали его взаимоотношения с Симоном Петлюрой, в действительности его близким родичем и политическим «боссом». О Церкви, о Православии и его будущности хотел спросить... Но!Всем, кто его встретил около Мотеля, Мстислав отвечал в высшей степени дипломатично, обходя все острые углы. Он практически ни слова не сказал на “провокационные” вопросы. То есть, он умело обошел и «петлюровскую” тему, и историю своих лет миссионерства на оккупированной гитлеровцами Украине и некоторые другие скользкие вопросы. Он был политик! Возможно, в еще большей степени, нежели церковный деятель.
Мстислав тогда, у мотеля «Полтава» и позже, на встречах с мирянами понимал, что одно неосторожно сказанное слово может оборвать его миссию не только в Полтаве, но и на Украине. Его Святейшество Мстислав притворялся глухим дедушкой, особенно когда растроганные и простодушные полтавчане (в числе которых был и я, автор этих строк) ставили ему некорректные вопросы.
Он действительно был туговат на ухо, но я уже увидел, что 90-летний дедушка хитрит все же, преувеличивая свой старческий недуг, - хитрит, невзирая на солидный сан...
И все же, несмотря на всю свою политичность и осторожность, Степан Скрипник -Мстислав сразу без колебаний и даже очень любезно согласился дать мне на следующий день по прибытию эксклюзивное интервью.
Я сейчас как бы с гордостью говорю «эксклюзивное». На самом деле «Комсомолец Полтавщины», издание довольно либеральное — единственная во всем городе газета, поручила мне своему сотруднику, эту деликатную и ответственную миссию... Вот и весь «эксклюзив» - другие СМИ просто побоялись связываться.
Итак, я в отельном номере, где остановился Патриарх и сопровождающие лица. Мстислав Первый при более близком знакомстве оказался человеком говорливым. Поэтому он и наговорил на мой магнитофон всего понемногу, но даже более того, что я ожидал услышать. Только он и на этот раз обошел опять "петлюриану", поскольку хорошо понимал все тонкости отношения украинских тогдашних власть предержащих (комуняк, то есть, если по простому) к этой
сложной
и теперь даже теме.
...
Итак, в гостиничном номере
он сидел в
черном кресле и
в черном монашеском платье.
Маленький сухощавый дедушка
по-домашнему пил кофе. После
приветствий начал вдруг
также по-домашнему, даже по-родственному
жаловаться, что рано встал,
но чувствует себя нехорошо. Сказал:
упал на пол, пока ковылял
к туалету. Вроде так
интимно-откровенно... Но глазки
дедуся в это же время
горели оживленным интересом
ко мне, "польтавському"
журналисту. Голос звучал
хрипловато, однако
енергично Мягкое «Л» я
неслучайно употребил.
Потом, уже
всех полтавчан,
присутствовавших на
Патриаршей службе
растрогало именно такой
«пассаж». Мстислав из "диаспорийського диалекта" известного многим, кто бывал в США, вдруг
перешел “на мiсцевий суржик”.
“Польтава,
любi мои польтавцi, давно вас не бачив.”
Всех слышавших это обращение
растрогало до слез!
* * *
Но!
Сантименты сантиментами, однако в мудрых
словах старика было много жестокой и
даже злой правды жизни. Это уже
сегодня я ищу в этих словах сокровенный,
пророческий смысл. Включаю магнитофон
и еще раз прослушиваю ту старую запись...
Да, основной разговор на самом деле продолжался вокруг конфликта православных конфессий Украины, и хоть Мстислав высказывался и на эту тему достаточно осторожно, все же ощущалась его глубокая обида! И за то, что Патриархом, его личностью, незадолго до изображенных мною событий пренебрегли во время освящения так называемой «Таблицi Соборностi України" дело было во Львове.
Но обиду за обидой
наносили
Степану Скрипнику и
даже на
родной
Полтавщине и в
Полтаве
именно!
Ему
тут
придется
выступать
из
проповедью
в
светском
помещении.
Не
в
храме!
Было
это
в
областной
филармонии,
то
есть проповедь православного архипастыря
состоялась в...
бывшей
еврейской
синагоге.
Вот
ирония судьбы! Только директор этого
заведения (филармонии) еврей Герман
Юрченко нашел в себе мужества и храбрости
не отказать Патриарху. Иначе его встречи
с народом полтавским — вовсе не быть!
И об этом, этих деталях организации встречи с мирянами, тоже не могли не донести Мстиславу. Обидно! Унизительно даже! Но он и это вынес!
Почему же здесь в Украине, - и тогда и теперь - некто ( то есть, это непросвещенное народонаселение, в своем даже очень большом числе и количестве) удивляется: разве все православные церкви не должны принадлежать именно и только Российським епархиям?
Об
этом обо всем летом 90-го я и говорю с
Патриархом. Он криво усмехается. Молчит.
“Но
церковь
перестраивается,
- говорю
я его
высокопреосвященству
(эта
моя
реплика,
искреннюю
интонацию
которой
и до
сих пор
показывает
несовершенная
и старая
магнитозапись,
теперь
вызывает
ироническую
усмешку!
Ведь
напомню
- то
еще были
времена
горбачовской,
"Перестройки"
— отсюда и
невольное желание использовать неологизм
тогдашний вполне приемлемый, а сегодня
просто комический «Церковь
перестаривается»...)
--
Да,
перестраиваются
они, -
ворчит
Патриарх,
- Плахту
на себя
“навiсили”
сине-желтую.
И таким
образом
перестроились.
Все это
есть
жульничество,
одним
словом.
Как
говорят
на общепонятном
языке русском
(Патриарх реально
почему-то перешел в этот
момент на русский). И
вот эту Уерковь они
и поддерживают. В том
числе администрация,
особенно “низовая”. Везде,
и на Западе Украины,
и на ее
Востоке. Особенно на
Западе. Потому, что,, если
бы украинские правители там
не поддерживали московскую
Церковь с особым рвением — худо было
бы им всем! Оттуда для власти сегодняшней
исходит главная опасность... Реальная!
Считаю, что лучи добра
для Украины идут именно
с Запада.
Но теперь и
в этом смисле можно
говорить не тiльки о Западе,
но и о Центральной Украине. О моей
Польтавщине тоже можно
говорить (Мстислав сказал последнее
предложение с ударением. Просмаковал
опять и мягкое
"л". - АВТ).
А что?
Мы не знали, что означает для Украины
ее Центр? И наш край - тоже? Я вспоминаю
17-18 годы. Какой тогда была
Полтава! Как все пропихивали
своих детей (Степан Скрипник
употребил именно слова «пихали»),
чтобы те получили
образование в украинских
заведениях! Как даже ради
этого молодые полтавчане кадетский
корпус бросали! Чтобы служить в украинском
войске! А вы взвесьте, что
тогда в кадетском пажеском
корпусе (царское
высшее учебное заведение)
не худшие люди, горожане
учили своих синов. Шляхта,
заможные, уважаемые
в Полтаве горожане! Полк, в котором
я служил, - так там наверное
были две сотни
юношей из Полтавы, из
кадетского...
И вот я опять в
родном городе.
И как
все
изменилось!
Но
я вижу,
ощущаю,
что
здешняя
администрация,
то есть, бюрократия украинская на
низовом ее уровне и среднем
не
понимает
роли
Церкви,
ее
возможностей
влияния,
на равновесие
в обществе.
Особенно
низовые
госучреждения
не
понимают!
И это беда для нашей украинской Церкви. Ее одолевают. И это досадно. Ведь в конце-концов мы же знаем, какой вес имела Киевская Православная Метрополия тысячу лет тому назад. Ее признавала Царгородська Патриархия, и она была наибольшею из провинциальных поместных церквей!
Но все это в прошлом. А теперь, очевидно, что Москва будет заботиться о том, чтобы через ее Церковь на нас распространялось русское влияние. Будет овладевать душами людей.
Постскриптум
Патриарх Мстислав наговорил мне на магнитофон всего понемногу, даже более того, чем я ожидал услышать. У меня осталась та запись. И я время от времени ее прослушиваю — сделал это и сегодня, чтобы в очередной раз восхититься пророческим словами 90-летнего мудреца!
Но вот что досадно! Сегодня, когда полтавчане *некоторые( вспомнили о своем герое, почти мифологической уже исторической фигуре, грех говорить даже о том, что память о Мстиславе у нас имеет достойное отражение в быту и культурной жизни. Пройдитесь к тому дому, где висит мемориальная табличка - мол, тут родился Первый Патриарх Незалежної України... Єто на улице бывшей Карла Либкнехта... как там ее теперь? "Патриарха", говорите? Да посмотрите на дом его! Развалюха и бомжатник! Это ведь ГАНЬБА! Всем полтавчанам, да и другим гражданам, которые считают себя украинскими патриотами. ГАНЬБА! Простите ужо меня, что обращаюсь к читателям "Полтавщині", как говаривал Мстислав , "на общєпонятном руськом язікє"... Ну, українською ж ви все одно чути не хочете!