Розмір тексту

Кугутский пентхауз: дешевая распродажа

Я не хочу  даже  в чем-то обскорбить память бывшего хозяина (ныне отошедшего в иной мир) этой странной, в особом компелятивном стиле сотворенной, хаты-коттеджа... Некий "архитектурный кентавр", который каждый  полтавчанин может узреть, проезжая мимо Вечного Огня (посмотрите в противоположную от Огня сторону).  Автор и владелец "хатынки", в прошлом известный скульптор, в порыве ностальгии по родному селу (видимо) соорудил над третьим этажом  своего основного жилья "мазанку під стріхою"...  Это вообще-то называется в среде культурных искусствоведов "КИЧ".  Или  ЛУБОК"... Впрочем, архитектура Полтавы, и вобще населенных пунктов нашего края, грешила даже и не такими шедеврами "а ля кугут".

В XXI столетии украинская "хата с краю" стала у многих граждан, например, еще и бронированной (см. фото).  

Много говорим о духовности собственной нации, вспоминая минувшие дни и подвиги казаков-предков. А что сегодня? Какие мы на самом деле и куда идем? Духовность нации не только ведь на Майдане, в Киеве и во время национального революционного подъёма проявляется, но и в обыденной жизни.  

Современный украинский стиль в быту — это роскошная «бэушная» (всего лет пять-восемь) «тачка» (машина). Это также квартира в центре, хоть не в новом доме и с загаженным подъездом, зато с евроремонтом.

Когда-то наш христианский люд радовался церквям в стиле украинского барокко (впрочем, и до сих пор любуемся отдельными). Утешали взгляд роскошью убранства и изысканностью абрисов дворцы, где обитала украинская аристократия…

И вот сегодня, прогуливаясь по Полтаве, городу, который именуют центром украинской духовности, приглядываюсь к новым архитектурным формам. В «многоквартирном» вряд ли можно найти особые национальные черты. Зато частные коттеджи… Мало того, что выдают с головой вкусы хозяев, но еще и выражают некоторые приметные общенациональные настроения. То, что, собственно говоря, и зовется духом народным.

Итак, первая хатынка. Это вам не барокко, не модерн и даже не рококо. Стиль ее можно представить как эклектику, то есть желание соединить несоединимое. Первый этап архитектурного решения — вроде как еврокоттедж. Но смотрится он как массивный фундамент для венчающей это сооружение хаты с соломенной крышей.

Хозяин удивительного дома — не магнат из новоукраинцев и не слишком зажиточный человек, - хотя, разумеется, и не бедный. Бизнесом этот полтавчанин (не буду называть имени-фамилии) не занимался, жил с того, что создавал своими руками. Вот уже сказано выше было - по профессии скульптор он был... Далее раскрывать его инкогнито не будем.

 Но вот что ценно и интересно в данном контексте! Оригинальная его «хата под соломенной крышей, но с евроремонтом» — как раз и выражает мечту украинца жить в сообществе народов Европы, оставаясь при этом в своем хуторе и при своем менталитете.

Чтобы ностальгическую мазанку с земляным полом поддерживали современные кирпичики западной архитектуры. Насколько я был когда-то в курсе планов   почившего в Бозе скульптора, то с цокольного, полуподвального этажа к мазанке на четвертом по его  проекту должен был ходить лифт… Ши-и-карно! Супер! Впрочем, прошло немало времени с тех поры, когда хозяин собирался воплотить сей план в жизнью после этого он успел еще накрыть хатку свою еврочерепицей (вместо очерета). И вот она. утративши хозяина-строителя своего, уже выставлена на продажу...  

Но пойдем дальше — к следующему примечательному особняку. Когда впервые наткнулся на него, то подумал, что это церковь. Подошел поближе — глазам не поверил: таки вилла! Как спел бы по этому дивному поводу народный российский бард Владимир Высоцкий: «И не церковь, и не кабак — все не так, ребята!» Потом узнал, что коттедж хотели выкупить священнослужители.

Ведь ничего не надо перестраивать: поставить на купола кресты, а внутри обустроить иконостас — и принимать паству… Однако собственник домины батюшкам отказал. Сам живет. Это известный в городе служитель ФЕМИДЫ (судья, то есть). И кому молится он в таком чудном домишке — христианскому ли Богу или Аллаху — сие неизвестно. К хозяину сооружения (жильем его назвать все же не поворачивается язык), у меня лично нет ни претензий, ни вопросов. Кстати. сайт "Полтавщина" относительно недавно помещал о сием субъекте и его недвижимости подробную информацию... И все-таки остаются вопросы — к самому себе.

Первый вопрос довольно абстрактен и имеет отношение к нации в целом (не к отдельному гражданину судье).

 Вот он: не слишком ли скоропостижно, после почти столетия духовного провала, мы превратились из нации атеистов и безбожников в нацию христианскую? Вчерашние компартийные бонзы возводят храмы, бьют поклоны у алтарей и одновременно притесняют и не любят (ни по-христиански, ни по-коммунистически) собственный народ… А сколько конфессий христианских имеют украинцы — и пастыри духовные не объединяют, а разъединяют нацию…

Так стоит ли удивляться, что какой-то чудак-судья построил свой собственный дом-храм, разве что без крестов на маковках? Это где-нибудь в мусульманской Саудовской Аравии восприняли бы как шутовство и богохульство попытку построить ресторан, к примеру, в форме мечети. У нас же нет проблем с воплощением «неортодоксальной» фантазии в камне и кирпиче.

 И, наконец, дом номер три (см. на фото). Ба! Да разве это дом? Любой удивился бы, увидев его. Это же какой-то каземат или вход в подземный бункер…  

Домик, домик! Правда, в нем никто так и не поселился. Но автор этих строк знаком с хозяином сооружения, был даже свидетелем самого строительства. «Халабуда термоядерной эпохи» спланирована и сооружена таким образом, чтобы могла выдержать выстрел из пушки в упор. И даже если современный Т-80 будет пытаться домик протаранить, то вряд ли из этого выйдет что-либо путное. Броня треснет… Я спрашивал у владельца железобетонной хаты (самое интересное, что стоит она в одном из полтавских пригородных сел, среди настоящих мазанок под соломой): «Вася, зачем такая чрезмерная степень безопасности? Неужели так боишься преступников?» Он ответил, что криминальных элементов, безусловно, он игнорировать не может. И что именно в такой пригородной даче (домик-дот предназначался именно под дачу) он будет чувствовать себя спокойно и уютно во время летнего отдыха.

Наверное, это крайнее проявление хуторянской украинской психологии: моя, мол, хата с краю, ничего не знаю. И не лезьте ко мне — хатка моя бронированная, из бомбовыдерживающего бетона!

Желание отсоединиться, отгородиться от социума, спрятаться в своем обывательском раю нередко пересиливает гражданские чувства. Нормальный инстинкт самосохранения можно понять и простить. Но… В Полтаве довольно много новых частных домов, похожих на настоящие крепости с зарешеченными бойницами вместо окон!

Такое впечатление, что их владельцы наивно надеются отсидеться за этими решетками до лучших времен, тихо и безболезненно пережить не одну Помаранчевую, и не вторую Достоинства, а и  еще какую-нибудь третью революцию. Вот такой наш стиль жизни. Нечто среднее между гуцульским и афро-азиатским.

Про автора

Віталій Цебрій

Віталій Цебрій

Живе сьогодні в Каунасі (Литва). Закінчив КДУ факультет журналістики. 35 років стажу. Полтавець. Зараз пенсіонер.

78
Останні публікації:

Полтавщина:

Запропонувати тему