Розмір тексту

«Анафема» Майдану в Пасхальную Всенощную

Странный какой-то – причем, совершенно непреднамеренно, – получился этот заголовок. Все четыре слова как бы с большой буквы. Но зато он, заголовок, передает смысл происходящего в Украине и плюс еще мои личные впечатления во время последней службы в церкви.

... Церковь была маленькая и вмещала всего-то человек тридцать-сорок. Церковь была в Полтаве и оказался я там вот как раз в минувшую субботу на Пасхальном богослужении. Службу правил отец Игорь, а конфессия принадлежала одной из украинских двух автокефалий.

Автокефалия тоже маленькая и говорить о ней подробно не могу – иначе обижу других таких же украинских «автокефалов», прихожан, которые отвратились от храмов Московского патриархата (УПЦ РП) и ходят теперь молиться своему украинскому богу, назло всяким москалям, путиным и патриархам кириллам… Увы! Украинцы, – как и в политике, как и в вопросах экономики и культуры, – в религии разобщены, пожалуй более всего. Я как-то начал считать наличные и реально действующие в  моей бедной стране конфессии и церкви – и сбился со счету. Ну, из православных наиболее многочисленна по числу прихожан все-таки «москальская» церковь. За ней следуют  верующие УПЦ киевского париархата, греко-католики, римо-католики, баптисты и множество ответвлений и сект лютеранского толка. Не забыть бы и ислам… И уже довольно активно о себе заявляют автокефальные церкви – одну из них возглавляет православный епископ Игорь (Харьковский и Полтавский).

О других «автокефалах» знаю меньше, знаю, что они "охватывают" западные регионы страны. Но главное, картина в религиозной сфере получается довольно пестрая. И этот факт вовсе не содействует сплочению нации.

Это как в анекдоте: если собираются два украинца, то это целый партизанский отряд. Если три – партизанский отряд со своим командиром, его замом, и, соответственно, «предателем».

Я говорю об этом с определенной долей горечи, не только иронии и сарказма. Украинцам, видимо, свойственны очень сильные анархические  черты в политической организации общества (вспомним батьку Махно), а посему им, то есть нам, трудно сплотиться в реально стабильное и суверенное государство. Например, тем же нашим соседним (по СССР) литовцам суверенности и стабильности добиться было легче и потому, что литовцы многие еще помнят период "буржуазной  довоенной Литвы", и еще потому, что нация едина в религиозном смысле.  Все литовцы католики. Раскольников и атеистов нет или очень мало. Все ходят дружно по воскресеньям в костел. Молятся Богу и  имеют в душе Страх Божий... То есть, это моральная нация.

Теперь вернусь к недавней Пасхальной службе в Полтаве.

В этой церквушке я был всего второй раз. Но мне уже с первого раза очень понравился настоятель. Отец Игорь произвел впечатление большого интеллигента и интеллектуала. Его проповеди слушать было громадное удовольствие – это как побывать на лекции профессора истории в Сорбонне. Я не преувеличиваю. Батюшка обладал широкой эрудицией не только в богословских вопросах, но и в вопросах истории и политики. Так же он легко оперировал новыми знаниями в сфере социологии, политологии, технологий постиндустриального общества и т.д. 

И еще без всяких сомнений, отец Игорь является патриотом, пылким и преданным нации украинцем? Он и на данный момент националист. Когда начался военный конфликт на Донбассе, отец Игорь всерьез заявил прихожанам, что собирается с оружием в руках защищать Суверенность собственной страны и народа. Он даже не слишком пытался увязать свой поступок и намерения с саном служителя христианской Церкви. То есть, в зону АТО батюшка, мужчина еще крепкий на вид и статурный, собирался идти вовсе не капелланом, нести врагам православных украинцев не крест, но «меч»!

Отца Игоря на фронт не пустили, – говорят, из-за состояния здоровья.

И вот теперь он служил пасхальную литургию и мы, прихожане, услышали от него нечто новенькое – в сравнении с тем, к чему привыкли. То есть, привыкли к свободолюбивым речам и проповедям, привыкли к его историческим реминисценциям, прославляющим Волю и Соборность Украины – назло как раз тем «зрадныкам» и потакателям московских оккупантов.

И конечно, слово «Майдан» в этом контексте оставалось символом освобождения украинцев от гнета Кремля и всех вместе взятых москалей.

Но! На этот раз проповедь его была Пасхальная. И поэтому батюшка сделал акцент  на тех Заповедях Христовых, которые должны были создать Царство Божье на Земле и среди живущих ныне людей.  

И уже в новом этом контексте – предполагавшем культ христианской любви и самосовершенствования, – батюшка в некотором смысле предал произошедшую в 2013 – 14-годах украинскую Революцию Достоинства анафеме. Как всякое насилие. Творимое то ли государством над личностью, то ли гражданами над зарвавшейся и заворовавшейся властью.

Отец Игорь вспомнил библейскую революцию иудейской «партии» зелотов-секариев. Сие событие произошло вскоре после смерти Христа и было как бы альтернативой Нагорной проповеди. Секарии пытались поднять народ против ненавистных римлян. И подняли. И повели на баррикады. «И эта глупость стоила народу еврейскому еще ДВЕ ТЫСЯЧИ лет рабства и страданий»,– я почти дословно  цитирую тут батюшку Игоря.

Украинцы в последние годы действительно запутались. За что боролись – на то и напоролись. Новая власть, пришедшая  на Банковую и в Верховную Раду, оказалась еще более алчной и тупой, нежели предыдущая. Об этом говорят все в украинском обществе, и в отличие от общества россиян, своего вождя единодушно поддерживающего,  у нас царят паника и смятение душ.

Порошенко и его соратников, возглавлявших последний Майдан уже не празднует никто. Но и на новый приступ люди не идут. Новых «баррикад»  и майданов  граждане уже боятся, ибо на памяти свежие события, граждане помнят, как на своих плечах они привели в ВР и президентскую администрацию мерзавцев и негодяев. Пока эти мерзавцы и негодяи между собой затеяли драчку, НАРОД  БЕЗМОЛСТВУЕТ. Но долгой эта пауза быть не может – народу надо хотя бы указать путь! По которому люди выйдут из тупика стагнации и безмерно затянувшегося кризиса.

В некотором смысле, путь, указанный Христом, является «злобой дня» (пардон, за нехристианское сравнение) для украинцев и Украины. В этом же смысле прав и проповедник маленькой полтавской церквушки. Увы, путь зелотов, путь революционеров – не для нас, как ни тяжело признать это и как ни тяжело отказаться от идеалов революций Оранжевой, Достоинства и прочих-прочих, которые еще возможны.

Их  – любые революции, – надо избежать. «Вспоминаю и Джавахарлала Неру,  он так же как и Христос указал своему народу путь трудный, но неизбежный и единственный», – тоже почти дословная цитата из  проповеди отца Игоря.

Вот так, «воинствующий» батюшка превратился в категорического апологета практики непротивления злу насилием. А нам остается только подумать над этой трансформацией и над предстоящим нации «сорокалетним бегством из египетского плена».  Марафон тяжелый. Терпения и мужества потребует неимоверного – от каждого из нас.

Но если уж сильно припечет,  украинцы готовы на самом деле взять в руки АК, чтобы защищать землю свою от внешнего врага. Мы не сможем как евреи. Две тысячи лет ждать? Кто из нас вытерпит?

Но поскольку пасхальная неделя не окончилась, закончу на мажорной и христианской ноте. Как любил говаривать покойный полтавский преосвященник    Патриарх Мстислав Первый:

«ХРИСТОС ВОСКРЕС – ВОСКРЕСНЕ Й УКРАЇНА!»

Про автора

Віталій Цебрій

Віталій Цебрій

Живе сьогодні в Каунасі (Литва). Закінчив КДУ факультет журналістики. 35 років стажу. Полтавець. Зараз пенсіонер.

75
Останні публікації:

Полтавщина:

Запропонувати тему