Розмір тексту

Досліджую явища: жупелофілія, авторитаризм, націоналізм...

Досліджую і впадаю у відчай...

Перепрошую, але далі текст буде російською, оскільки я його готував для россійськомовних України та ближнього зарубіжжя 

Исследую явление. Давно уже. Ранее делал по нему записи в блокнот. Была среди них и такая, из В. Высоцкого: «Настоящих буйных мало – вот и нету вожаков". Но увы! К нашим дням как раз эти строчки - и в ТАКОМ именно контексте - уже не то что неактуальны... В том-то и дело, что и в украинской политике, и в российской, и в дальнем зарубежье все более появляется именно таких вот "буйных"

         Что зна­чит са­мо по­нятие "жу­пел"? На са­мом де­ле, так на­зыва­емы­ми жу­пела­ми, вся­кими пуб­ли­цис­ти­чес­ки­ми «ужас­ти­ками» и штам­па­ми,  а осо­бен­но да­же, – при­митив­ны­ми иде­оло­гичес­ки­ми яр­лы­ками бук­валь­но ки­шат се­год­ня и га­зеты, и элек­трон­ные масс-ме­диа.

        Кста­ти! А что та­кое  «жу­пел», ес­ли по-на­уч­но­му? Ока­зыва­ет­ся в од­ном из тол­ко­вых сло­варей лег­ко мож­но най­ти ос­новное зна­чение – это есть «го­рящая се­ра». Это из цер­ковнос­ла­вян­ско­го. Итак, жу­пел – это пе­пел, зо­ла, смо­ла для греш­ни­ков в аду…  сло­во "жу­пел" также ис­поль­зо­вало­сь в мяг­ко-иро­ничес­ком смыс­ле... Но мы его ис­сле­ду­ем все-та­ки "напрямую", и вот при­мер. Он с по­эзий свя­зан­ный то­же:

          «Я ха­ту по­кинул, по­шел во­евать,

         Чтоб зем­лю кресть­янам в Гра­наде от­дать...»

         Мое по­коле­ние пе­ло эту пес­ню с чувс­твом. И чувс­тва бы­ли, вро­де как, бла­город­ные! А те­перь вот ду­маю: ка­кого эта­кого х@й­ла, пар­дон - ка­кого, то есть,  жу­пела на­ши пар­ни еха­ли тог­да в Ис­па­нию во­евать? Рус­ские пар­ни, ук­ра­ин­ские... Тог­да, в 20-е го­ды прош­ло­го ве­ка? Чтоб раз­да­вить их­них, гра­над­ских ла­тифун­дистов и раз­да­вать их­ним со­от­ветс­твен­но  кресть­янам отоб­ранную у экс­плу­ата­торов зем­лю?

       Кста­ти, что  дей­стви­тель­но ин­те­рес­но: ведь ник­то иной как имен­но по на­ци­ональ­нос­ти ук­ра­инец, этот ге­рой "Гра­нады", цве­тис­то впле­тен по­этом Свет­ло­вым в кан­ву его по­эзии! Кол­ли­зии, на са­мом-то де­ле про­изо­шед­шие еще до вре­мен граж­дан­ской вой­ны в Ис­па­нии,  ведь это был 1926-й год, не 1936-й – ког­да совет­ский по­эт вдох­но­вил­ся иде­ей ми­ровой ре­волю­ции и на­писал «Гра­наду»! И там строч­ки еще есть та­кие: «… он мед­лит с от­ве­том, то­варищ хо­хол». То есть, на гру­бый пря­мой воп­рос: а на фи­га? – наш хо­хол еще сом­не­вал­ся, что же ему от­ве­тить дру­гу-ка­цапу, это­му ин­терна­ци­ональ­но­му по­бор­ни­ку все­мир­но­го ра­венс­тва.

          Я был по­ражен од­нажды: дос­та­точ­но дав­но уже рос­сий­ское ТВ бра­ло ин­тервью у ря­дово­го ват­ни­ка, и тот лу­ган­ча­нин, мо­лодой «меч­та­тель ха­хол», по­мед­лив с от­ве­том, все-та­ки вы­родил: "Да, я  иду во­евать про­тив хун­ты… Там очень фа­шис­тов мно­го, осо­бен­но в Ки­еве их­нем… Ну, и еще по­чему бу­ду во­евать? Да вот мой дед во­евал в Оте­чес­твен­ную, бил фа­шис­тов. Да вот и я ре­шил..."

      Вро­де как дет­ский ле­пет на лу­жай­ке. Но! Для большинства русских єто об­раз жиз­ни. Значит  тут вид­ны:

а) то же сов­ко­вое РЫ­ЛО, го­мино­ида, ко­торый тол­ком не по­нима­ет, про­тив ко­го он по­дыма­ет ору­жие и за­чем,

б) от­менная про­паган­да, ко­торая пу­тем впа­рива­ния жу­пелов в моз­ги вот та­ких мо­раль­ных уро­дов ре­ша­ет свои, чис­то им­пер­ские и на­цист­ские (не по­бо­юсь сло­ва) за­дачи.

          …В да­лекую от со­вет­ской мо­лодой дер­жа­вы Гра­наду, в ис­пан­скую во­лость, где идет страш­ное кро­воп­ро­литие меж­ду мес­тны­ми фа­шис­та­ми и ан­ти­фашис­та­ми, один наш «меч­та­тель-ха­хол» обу­рева­емый ро­ман­ти­чес­ки­ми иде­ями и же­лани­ем спас­ти мир от фа­шиз­ма, едет на чу­жую  вой­ну. Бы­ло ведь та­кое? На са­мом де­ле бы­ло!

       Те­перь, как мы уже от­ме­чали ис­то­рия пов­то­ря­ет­ся, но хоть и с те­ми же под­робнос­тя­ми, за­то в еще бо­лее урод­ли­вом ви­де. По­нятия фа­шиз­ма, на­циз­ма и да­же ан­ти­семи­тиз­ма сме­шались в ку­чу са­мым при­чуд­ли­вым об­ра­зом.

       Вот нап­ри­мер, когда-то, не очень давно смот­рел  я ток-шоу "Осо­бое мне­ние" . Там состоялось интервью Срегея Маркова, светила путинизма и титана русской місли, и ког­да ве­дущий шоу за­дал ему ло­бовой воп­рос: как мо­жет со­четать­ся "ук­ра­ин­ский фа­шизм" с тем об­сто­ятель­ством, что пре­зидент Украины ев­рей? На этот ка­вер­зный воп­рос Мар­ков от­ве­тил нич­то­же су­мяше­ся:  а ведь ук­ра­ин­цы дав­но ка­нали­зиро­вали свой фа­шизм в ру­софоб­ское рус­ло, мол! А  что там, мол, та­ить гре­ха - мес­тный фа­шизм это мас­со­вое те­чение, но и  нечего больше обсуждать очевидный факт. 

      Ис­то­рия, как та­ковая, во­об­ще име­ет обык­но­вение пов­то­рять­ся – в ви­де фар­са. Иног­да в ви­де кро­ваво­го фар­са

       Я  вот и те­перь об этом ду­маю: ка­кого это, пар­дон, жу­пела рус­ские жур­на­лис­ты во всех те­лека­налах все орут и орут об ук­ра­ин­ских фа­шис­тах-бан­де­ров­цах, про­дол­жая се­ять, как ни па­радок­саль­но, имен­но фа­шист­ские по сво­ей  су­ти идеи в го­ловы пар­ней сво­ей стра­ны? Ре­комен­ду­ют им по­кидать свои ха­ты, раз­да­вать ук­ра­ин­ским кресть­янам ук­ра­ин­скую же зем­лю?     

        За­чем? Для че­го Пу­тину и его бес­по­щад­ной ан­ти­ук­ра­ин­ской про­паган­де при­зывать к за­щите ук­ра­ин­ских брать­ев от ук­ра­ин­ских же брать­ев? Ведь да­же ес­ли эти «хох­ло-братья» го­ворят на раз­ных язы­ках и один из них пы­та­ет­ся на­до­умить дру­гого, при­нять его язык и куль­ту­ру – это еще не по­вод, что­бы из со­сед­ней стра­ны кто-то еще тре­тий при­ез­жал и на­водил свой «ми­рот­ворчес­кий» по­рядок с по­мощью тан­ков и Гра­дов.

        Но от­бро­сим иро­ничес­кий тон и серь­ез­но заг­ля­нем в ис­точни­ки. В Ви­кипе­дию ту же. Что же та­кое, фа­шизм и как его ле­чить? Све­ряю сим­пто­мы. А вдруг я и на са­мом де­ле не­ча­ян­но и не­замет­но для се­бя са­мого "офа­шис­тился"?

        Пер­вое: «ан­ти­ком­му­низм»…  Да, гре­шен, прос­ти Гос­по­ди! Ну, не люб­лю я их, ком­му­нис­тов этих!  Давно не люблю. И уже и говорить об этом поздно и не интересно. 

       Да­лее. Вто­рой сим­птом. «Тра­дици­она­лизм». Да! Люб­лю я по­рядок. Чтобы все бы­ло по-ста­рому, по-доб­ро­му. Как в ста­рину. До  при­хода, то есть, боль­ше­виков и мос­ко­витов в мою стра­ну.

        Третье. На­ци­она­лизм. Ве­ро­ят­но, он есть у нас…  Да, при­сутс­тву­ет! «Эта­тизм» (чет­вертое). Сов­сем сло­во не­понят­ное.  Оно оз­на­ча­ет по эн­цикло­педи­чес­ко­му сло­варю «ми­ровоз­зрен­ческие дог­мы и  иде­оло­гия, аб­со­люти­зиру­ющие роль го­сударс­тва в об­щес­тве». Эта­тизм про­паган­ди­ру­ет мак­си­маль­ное под­чи­нение ин­те­ресов лич­ностей и групп ин­те­ресам го­сударс­тва, ко­торое по­лага­ет­ся сто­ящим над об­щес­твом. По­лити­ка – глав­ный инс­тру­мент вме­шатель­ства го­сударс­тва во все сфе­ры об­щес­твен­ной и час­тной жиз­ни. В юрис­пру­ден­ции эта­тизм ста­вит За­кон ли­бо НАД, ли­бо уж, во вся­ком слу­чае, – не­раз­рывно с су­щес­тво­вани­ем го­сударс­тва. Эта­тизм не приз­на­ет как та­ково­го юри­дичес­ко­го пра­ва! 

        С эта­тиз­мом ра­зоб­ра­лись - и он вам ни­чего не на­поми­на­ет? Ни од­ну из сла­вян­ских "брат­ских" стран?

         Есть еще пя­тый приз­нак фа­шист­ской иде­оло­гии и ми­ропо­ряд­ка –«Экс­тре­мизм». Это вряд ли нам при­суще, да­же нев­зи­рая на со­бытия Май­да­на!  И на последующие события обновления Украины  -- тоже...Многие политические силы и не только за рубежом хотят ввер­гнуть Ук­ра­ину в ха­ос граж­дан­ской вой­ны.  Ес­ли бы я был экс­тре­мис­том,  то дав­но сам бы  что-то взор­вал в род­ной Пол­та­ве. Су­ды – про­даж­ны. Ми­лиция – за­щища­ет бан­ди­тов. Про­кура­тура – ми­лицию.  И так да­лее… 

      Еще есть нес­коль­ко об­щес­твен­ных свой­ств, как пред­по­сылок фа­шиз­ма и фа­шиза­ции го­сударс­тва. Это  «кор­по­рати­визм»,  эле­мен­ты «по­пулиз­ма»,  «ми­лита­ризм»…

      Вот! Это кста­ти очень ин­те­рес­но и ха­рак­терно! Для РФ ха­рак­терно, но ни в ко­ем слу­чае не для  Ук­ра­ины.

      Хотя... Если наших предков-казаков воспринимать как анархистов- милитаристов, то тогда... Тогда есть повод для продолжения этого разговора.

Про автора

Віталій Цебрій

Віталій Цебрій

Живе сьогодні в Каунасі (Литва). Закінчив КДУ факультет журналістики. 35 років стажу. Полтавець. Зараз пенсіонер.

191
Останні публікації:

Полтавщина:

Наш e-mail:

Телефони редакції: (095) 794-29-25 (098) 385-07-22

Реклама на сайті: (095) 750-18-53

Запропонувати тему