Розмір тексту

БЕСФанатизма!

Полтавский сериал: СОРОКИН И ЦЕБРИЙ О ЖИЗНИ И О СУДЬБЕ

  Продолжение, диалог второй

    В данный конкретный момент судьба нас обоих свела для серьёзного разговора. 

    Один из нас, это Леонид Сорокин, которому на данный момент уже за семьдесят и ранее он был известной личностью в своей сфере деятельности – и во всем Советском Союзе. Он радио-журналист и гениальный звукорежиссер, участвовавший в создании нескольких шедевральных советских фильмов.

     Другой из нас, полтавский журналист Виталий Цебрий, почти двадцать лет проработал в газете «Полтавский виснык», также много сотрудничал со столичными изданиями – «Киевскими ведомостями» (в качестве собкора по полтавской области), газетой «День» (в том же качестве) и многими другими украинскими и зарубежными СМИ.

Наши диалоги мы вели на украинской мове (аудиозапись будет опубликована), но вам представляем перевод, потому как наша рубрика-программа «БЕСФанатизма!» предназначена русскоязычным диаспорам Восточной Европы и также другим русскоязычным.  Пусть почитают…

Вчера мы говорили о войне и о том, какие последствия могу быть от демографической катастрофы (об украинских беженцах). Также речь шла о судебной системе Украины и о факте ареста председателя Верховного суда Украины Князева.

Тему сегодняшнего разговора определили так: ЧТО САМОЕ ВАЖНОЕ ПРОИЗОШЛО В ЖИЗНИ каждого из нас, и именно сегодня?

Леонид! Если говорить о событиях именно в личной жизни, то у меня сегодня радость! Именно сегодня и именно важная! Снова вышла на связь моя старая подруга Людмила Бортник, она сейчас в Израиле, но за последние месяцы она пережила страшные испытания… Утром прислала письмо.

 – Интересно, говори!

 – Эта пожилая женщина, она харьковчанка. Связь между нами прерывалась неоднократно. Сначала – когда на Харьков упали первые бомбы… Мила инвалид детства и ей поэтому было втройне пережить тяжело эти бомбежки. Ее вывезли в Купянск. Там она попала под оккупацию (снова наша переписка прервалась). Несколько месяцев я уже думал, что ее убили оккупанты… Но вот наши освободили харьковскую область – и снова моя подруга мне прислала весточку!

  – Наверное, у многих из нас были такие перипетии с близкими людьми в  эти месяцы войны…

 – Она давно очень больна, а сейчас прикована к постели и речь нарушена. Но при этом Людмила бойко еще печатала (одной рукой) на компе, и наш диалог шел многие последние годы. И даже во время войны мы не прерывали контакт… Потом ее волонтеры увезли в Израиль, ей было очень поначалу плохо – но вот сейчас обозвалась. Узнать, что близкий человек жив – большая радость! Ну да ладно… Перейдем к важным и общественно значимым темам.

 – Давай.

 – На днях отмечали день рождения Симона Петлюры. Полтавчанина и выдающегося украинца но вот примечательно: об этом сказано было в СМИ  достаточно коротко, чуть ли не вскользь! А ведь он реальный герой украинского народа… Вот если сравнить: даже мифического Ленина. Его дни рождения у нас отмечали всегда помпезно и с большим шиком… Все советские СМИ гремели. Пионеры шли возлагать цветы к памятникам Ильича  и так далее… Так почему же о Петлюре мы  фактически и говорим мало и его личность не поднимаем на щит, не восхваляем? В Полтаве, на его родине, тоже было тихо?

 – Ну почему же… Я например, в наших СМИ увидел и прочитал очень интересную статью о Петлюре. Много почерпнул из нее для себя! Правда, школьники не возлагали к памятнику Атамана Директории цветы. Да и памятника-то нет в такого в Полтаве… Зато – и кстати, – в эти дни в прессе и среди людей тут много говорили о празднике именно Пионерии, об этой советской молодежной организации, которая была создана тоже в мае, 22-го числа.

Насчет памятника Петлюре. Сейчас в Полтаве (я сам, когда был недавно, то видел) идет компания по руйнации памятников так называемой «имперской эпохи». То есть, сносят или хотят снести памятники Пушкину и другим деятелям литературы, памятники Петру Первому и даже колонну Славы в центре Полтавы!

Это отдельная тема. Что же касается Петлюры, то в Полтаве есть ему мемориальная доска – и там как раз можно было возложить цветы… пока памятник не воздвигли… 

– Чему ты удивляешься? Вот даже такому величайшему композитору украинскому, автору знаменитого «Щедрика» Николаю Леонтовичу, нет ни памятника и даже его мемориальный музей разваливается…

  –Ну, я не в курсе тут… Зато если вернуться к Петлюре, то в Полтаве же родился его племянник, который потом стал украинским Патриархом, Мстиславом Первым. Я с ним в начале девяностых имел честь встретиться и взять интервью. Но! У нас есть улиц Мстислава и даже троллейбусная остановка имени его (на центральной улице), а сам дом, где он родился – там не то что музей нет, это просто груда, старая развалина! Эгей! Где вы наши патриоты, «свидоми украинцы»? Почему вас тут не видно в упор?

 – Ну, ты же видишь: с начала украинской Незалежности, кроме как переименовать улицы, за все эти тридцать лет мы не научились созидать. Только бы что-то там где-то развалить и разрушить! Ведь ломать, не строить…

 – Увы, болтунов у нас развелось выше всякой меры. И они уже позанимали довольно значительные должности в госаппарате. И вся их деятельность – деструктивна. 

 – В Полтаве ведь не только были памятные «знаки Империи». Вот был украшен великолепным панно автовокзал: там были просто жизнерадостные люди и веселый фон… Таким же образом был украшен аэропорт «Полтава»… Да вот и эти панно кому -то помешали, вызвали ассоциации с колхозным строем или как? Убрали, замазали, сломали. Да и самого аэропорта уже нет. Все большевиков ругаем. А сами в кого превратились?

 – Да… ведь действительно в советском так называемом искусстве соцреализма, было очччень много и дешевки, и штамповки. Поэтому ничуть не жалко сотен памятников Ленину. Сделаны они были из гипса и под копирку… Такие же самые были «штамповки» в виде скорбящего солдата с венком или тех же колхозников, радующихся урожаю, или тех же скульптурных вдов-матерей на могилах солдат красной армии…

 – Но ведь был и хороший, выразительный памятник Владимиру Ленину на Крещатике в Киеве. Его признавали наши же искусствоведы  в своем роде талантливой и уникальной скульптурой…

   – … А я в продолжение темы этой «ленинианы» замечу, что литовцы не выбросили все памятники Эпохи Совка на мусорку. Они многое собрали в одном месте, которое называется Парк Грутаса. Там все эти памятники ленину-сталину-дзержинскому позволяют понять посетителям прошедшие страшные времена. Понять – чтобы они больше не повторились никогда.

 – Добавлю к твоим словам: ведь и в Полтаве много интересных скульптур, если их уничтожить. Вообще нечего будет показывать туристам! А ведь можно пойти таким путем. Ну, оставьте в покое памятник «Место отдыха царя Петра». Или того же генерала Ватутина. Или того же Келина, коменданта Полтавы, сопротивлявшейся шведской армии… Памятники оставьте, но водрузите рядом с ними большие таблички, на которых четко будет рассказано: кому этот памятник сооружен и что это было за падло, «Великий Царь Петр»! 

И знаешь, Виталий, недавно в Полтаве побывал некто Ткаченко, министр культуры. Он провел закрытое заседание с местными чиновниками.  Что они обсуждали? Прессу туда не пустили, но вскоре стало известно, что министр требовал в приказном порядке снести памятники "имперскости"  -- это тому же Келину, это памятник Славы в центре города и т.п.  И представь себе: этот самый Ткаченко, как раз тот тип, который уничтожил "Одесскую киностудию"! Уж я то знаю об этом! Студийные павильоны он развалил и на этой всей площади понастроил частных коттеджей...Конечно! Козырное место! Выгодно, наверное, продал! Этот такой министр культуры -- разрушитель...

     – Леонид! Давай пока в этой теме сделаем паузу. 

Вот другое актуальное событие, которое можно назвать даже своеобразной сенсацией: некие вооруженные люди, которые себя назвали русскими добровольцами, проникли в Белгородскую область и устроили там кипеж. То есть, это НОРМАЛЬНЫЙ диверсионный рейд в тылу врага!

Руководство ВСУ от них дистанцируется. Но факт остается фактом: война перешагнула границы РФ и ведется уже на территории врага… 

– Я думаю, это симптоматично! И это только начало. Сейчас новость обсуждается на всех каналах СМИ, мы вряд ли прибавим к ней новых мыслей и комментов! Давай обождем и тогда сделаем выводы. Ладно, об этом действительно много говорят именно сейчас. Пусть шумиха схлынет…

--  Леонид! Теперь расскажи немного о том, как ты «пробился к вершине славы»… О «Трех мушкетерах», о Высоцком, о съемках фильме «Карнавал».

– Д’Артаньян и три мушкетёра» надо было записать живой струнный ансамбль. Но ансамбль мы никак не могли себе позволить пригласить в студию. Во-первых, денег не было, а во-вторых, приходилось бы многократно переписывать фонограмму, добавляя к ней музыкальные инструменты. К сожалению, каждая такая перезапись заметно ухудшает звук. И вот мы узнали, что появился новый итальянский музыкальный инструмент Strings, который может синтезировать звуки скрипок и органа. Таких инструментов в Советском Союзе было всего два: один где-то за Уралом, а другой в городе Винница - на родине Данина (Магазаника), нашего клавишника. Данин договорился через своих друзей о том, что мы сможем воспользоваться этим инструментом. И мы поехали в Винницу. Ехали без копейки денег. Поругались с проводниками поезда. Они требовали, чтобы мы купили постель, а мы просили ехать без постелей – не было у нас денег даже на постель...

 

И вот приехали в Винницу. И вот принесли нам инструмент Strings на Винницкое радио. А радио там... Полтава в сравнении с ним – «суперкомпьютерный центр»! В Виннице - просто катастрофа!.. Там пульт, наверное, ещё довоенного времени, магнитофоны ржавые. Я их долго приводил в порядок. В итоге, записали то, что хотели, но аппаратура очень плохая была и качество записи оказалось невысоким. 

-- Времена нынче смутные даже не то слово какие херовые! Иногда думаешь: хорошо, что Высоцкий умер давно, ведь если бы он оказался в россии, не во Франции со своей Мариночкой  -- а по ту сторону наших баррикад…

–Да очень все перепутано и очень все тревожно. Мне рассказывали недавно, что по полтавским школам ходят… ходят по школам… ну как их назвать? Можно даже сказать, что это АГЕНТЫ МОСКВЫ… Они сеют растерянность и сомнения в душах детей, вот что особенно плохо!

– Леонид, нам приходится все -таки общаться в дистанционном формате (я нахожусь в Каунасе, в Литве. А ты в Полтаве). Жизнь разбросала нас по всей Европе. В том числе и тех. которых мы считаем сегодня врагами -- россиян... Расскажи еще немного о своих русских друзьях, известных в прошлом деятелях советской культуры! Вот я слышал, что М. Дунаевский эмигрировал в США...

  – Могу сказать пока буквально несколько слов. Для начала о Максиме Дунаевском и о его периоде жизни в США. Нас с Максимом давно уже объединяют и общие профессиональные интересы и просто дружба человеческая. И вот недавно он по телефону мне рассказал об этой Америке.

За годы работы в Голливуде Максим сочинил музыку к нескольким кинофильмам. В бывшем СССР кино в те годы почти умерло, практически ничего не снималось, а то, что снималось было по качеству ниже плинтуса. Пришлось ему чухать в Голливуд. Мало-помалу начал там работать и довольно успешно. Но, однажды в его дверь постучал маленький, похожий на еврея человечек с большим портфелем. Вы Дунаевский, спросил он и сказал, что пришел по поручению ассоциации американских кинокомпозиторов и ему поручено передать Максиму Исааковичу, что он мешает американским композиторам в их бизнесе, отнимает у них кусок хлеба и ему рекомендуют ехать в свою Россию и писать там красивую мажорную музыку, которая так хорошо получается у него. 

Макс был в полном отчаянии, но, видимо, небесные силы решили помочь ему. Через несколько дней опять раздался дверной звонок, Максим открыл дверь, на пороге стоял опять же маленький человечек с большим портфелем, чем-то похожий на первого (вроде как той же национальности).

Вы Дунаевский? -- спросил он, Максим кивнул. Ура, обрадовался гость, а мы вас по всему сету разыскиваем. И сообщил, что он из Инюрколлегии и ему поручено сообщить, что он должен передать Максиму Исааковичу авторские отчисления за исполнение произведений его отца Исаака Осиповича, которые скопились за все эти годы. Так Максим вернулся в Россию богатым, правда при его умении тратить деньги их хватило очень ненадолго.

 Постскриптум (от Леонида Сорокина)

 -- О  Максиме Дунаевском и Дмитрии Атовмяне еще скажу: очень хорошо, когда аранжировщик работает в паре со звукорежиссёром.! Когда рядом аранжировщик, мы с ним всё слушали, проверяли. И когда записывали, бывало решали добавить или заменить какой-нибудь инструмент. Это было очень хорошо. Я вам скажу, с Дунаевским и Атовмяном всегда очень интересно работалось. Сейчас аранжировщики работают по-другому – всё в компьютере, всё в готовых программах или в синтезаторе у них, всё сами делают: и звучание подбирают, и баланс. То есть, это уже готовая фонограмма получается, на которую звукорежиссёр голос вокалиста накладывает. И я сейчас часто пользуюсь этим. Сам я аранжировками не занимаюсь, заказываю их. Наш полтавский ансамбль «Фестиваль» не только ведь в студии работал, но и гастролировал по Союзу... Как-то Максим Дунаевский, когда простой в работе был, за который, естественно, киностудия не платила музыкантам, договорился с концертными администраторами и организовал гастроли, чтобы поддержать музыкантов материально - семьи-то надо было кормить... «Фестиваль» тогда ездил в Северодонецк, в Луганск. Это было в начале 1978 года. Ну и я с музыкантами ездил в Северодонецк.

   (продолжение следует)

Про автора

Віталій Цебрій

Віталій Цебрій

Живе сьогодні в Каунасі (Литва). Закінчив КДУ факультет журналістики. 35 років стажу. Полтавець. Зараз пенсіонер.

181
Останні публікації:

Полтавщина:

Наш e-mail:

Телефони редакції: (095) 794-29-25 (098) 385-07-22

Реклама на сайті: (095) 750-18-53

Запропонувати тему