Розмір тексту

Отец Герман и бесы

В июле, 9 числа, 10 лет назад, в Крыму умер известный многим полтавчанам, а также сотням и тысячам православных верующих Украины, архимандрит Герман (Тимоник). Умер  он в Софрониевой Пустыни, в монастыре, который Герман так же как и в Полтаве воссоздавал практически с нуля.

    Отец Герман и бесы..

   К этому рассказу я бы дал короткий эпиграф типа: в мире много говорят о Боге, люди массово ходят в церковь и молятся Богу, истово верят в его существование, но когда речь заходит об антиподе Создателя, о дьяволе, то некоторые хихикают, а некоторые пожимают плечами.

  Мол: черт, дьявол, сатана… Где они обитают и кто их реально боится? Суеверие одно…

   C архимандритом, о.Германом мои встречи происходили в 90-е годы (позже он выехал из Полтавы), батюшка рассказал мне тогда и о своем паломничестве к Гробу Господню в Иерусалим.

   Очерк, который предлагаю читателю, в основном написан в августе 1994-го и напечатан в газете «Вечерняя Полтава». Я еще не знал тогда, что захватывающий рассказ о. Германа о его паломничестве и его чувствах, и его страсти в будущем в какой-то степени переживу и я сам – у Гроба Господня довелось мне побывать в году уже 2016-м. Итак! Вернусь к событиям тридцатилетней давности.

                                                               * * *

.....Я не был здесь  давно и изменения увидел потрясающие. Еще подходя к монастырю, я остановился, пораженный зрелищем.

Собор и колокольня на горе светились в лучах холодного солнца. Сияли золотые кресты и бело-серебряный подрамником ко всей картине была высокая монастырская стена.

Говорят, что когда стену завершали класть, когда вот-вот должно было замкнуться круг, устами бесноватого прихожанина церкви, где служил отец Герман, завопил сам дьявол. и как раз он кричал-визжал то самое, сакраментальное: «От кого прячетесь?» Вопросы, вроде бы, чисто человеческие.

Крик бесноватого и многие показания о вмешательстве нечистой силы в простое дело, в строительство забора, несколько выламываются из журналистских традиций. то есть в православных и прочих подобных изданиях – это норма, зато в газетах – редкость.

Поэтому хотел бы заранее настроить читателя на восприятие без скепсиса.

Настоятель Хрестовоздвиженского монастыря, отец Герман рассказывал тогда:

– Да, недавно действительно было это, кричал лукавый. ругался. Грубо сыпал проклятиями. Я сам это слышал… и меня он соблазнял неоднократно, еще до того, как начали эту стену строить. Сначала даже льстил, уговаривал. Говорил: ну зачем тебе забор, Герман? Займись, мол, храмом, позолоти свои кресты, упорядочивай хозяйство! ну ладно, хочешь забор? так сделай его… низеньким таким. Заборчиком. Парапетиком. Для чего кирпич переводить? Вон собор полуразрушенный стоит.

Так соблазнял меня лукавый..."

"Относительно стены. – Действительно, монастырю без нее никак нельзя. Поэтому и начали мы, несмотря на обольщения лукавого, именно с этого дела. начали и закончили. теперь осталось установить только ворота. Это для нежелательных гостей. – а для желанных, – продолжает отец Герман, – будут даже ступеньки сделаны на горе. на том же месте, где они были раньше. чтобы монахи, паломники, прихожане, все люди православные могли удобной дорогой добираться к святой обители. а вообще-то, – и с этого надо было бы эту историю начинать, – мы еще народ достаточно безбожный"

   Согласен с батюшкой. Пример? Тот же Крестовоздвиженский монастырь, его история. Страсти вокруг монастырских строений и чисто человеческое любопытство к этому необычному уголку Полтавы меня побудило прийти сюда несколько лет назад.

    То есть еще в 80-е здесь царила руина. И хотя во дворе стоял довольно опрятный домик с вывеской «реставрационная мастерская», никакими восстановительными работами в монастыре и не пахло. Вокруг храма – груды металлолома, битого кирпича. разрушены могилы. Обшарпанные стены собора и колокольни навевали тоску. только чугунная доска на одной из стен кому-то и с каким-то сатанинским сарказмом напоминала: «Памятник архитектуры. Охраняется законом».

-------------

    Полностью очерк об отце Германе, воссоздавшем в Украине две святыни, два больших монастыря, читайте в книге "За гранью реального..." Книга вышла в полтавском издательстве "ДИВОЦВІТ".

Про автора

Віталій Цебрій

Віталій Цебрій

Живе сьогодні в Каунасі (Литва). Закінчив КДУ факультет журналістики. 35 років стажу. Полтавець. Зараз пенсіонер.

174
Останні публікації:

Полтавщина:

Наш e-mail:

Телефони редакції: (095) 794-29-25 (098) 385-07-22

Реклама на сайті: (095) 750-18-53

Запропонувати тему