Великая Европейская Война. Неоконченная хроника
История переписки с моим полтавским другом (который в начале 93-го года уехал окончательно в Россию) очень драматична, и в то же время трагикомична. Я уже понял на момент ее (2015 год, лето), что мой друг - уже не друг мне, что он окончательно зомбирован как приверженец путинского режима
Но все- таки, как документ эпохи, я позволю себе тут цитирование фрагментов этой переписки. Для меня это был шок. Хотя я пытался мрачно шутить и выпытать у Никиты, откуда столько ненависти у Украине, которая его по сути вскормила и где он сделал такую-сякую, но все ж такие военную карьеру...
ПОЧТИ ФИНАЛЬНЫЕ, МИНОРНЫЕ АККОРДЫ
Никита:
– Я забесплатно глаза не открываю. Никому. Даже тебе.
– Знаешь, друган, а ты меня таки спас от слепоты! Особенно мне строки вот эти открыли глаза:
"Стеною встали русские ребята,
Как их отцы, закрыв фашизму путь".
Меня эти поэтические строки так взволновали, что… что… слов не нахожу даже!
– Алло! Никита! Слышишь ли ты меня? Причем уж тут мы, друзья старые? Я с тобой уж не спорю! Я за мамку Расею радею! В жопу укропов!
– Тепло, тепло… Уже лучше! Но это ты сейчас так говоришь! А если вдруг где-то у вас там завоняет жареным, то это, скажешь потом, что москали виноваты. А вот Эдик – который мой друг в Израиле, так он говорит, что всех полтавских демократов 90-х надо было удавить. Давно. Сразу же, когда за Незалежну бороться стали. Это Эдик сказал, еврей!
– Так ты же антисемитом был?
– заканчивай кривляться, придурок. Ведь я умный и интеллигентный и таких как ты насквозь вижу. У тебя нет по-настоящему, ни родины, ни национальности! Укры – не национальность, а Украина – не страна!
– А кто ты такой?
– Меня же уважают люди и любят женщины, мои тексты читают взахлеб по всему миру, а юные девицы переписывают их в заветные тетрадки
Последнее лирическое ретро-отступление.
Стих Н. Гургуца тех лет:
Подайте бедному сиротке и пролетарию всех стран,
Во рту, ей Богу, кроме водки,
Ни крошки не было с утра. Я пасынок Верховной Рады!
Подайте, братцы, Христа ради! Зачем рожала меня мать?
Отказываюсь понимать...
Когда пропью свой крест нательный, и рот мне проволкой зашьют,
В муниципальной богодельне найду последний свой приют.
И не заплачут надо мною ни государство, чи родня.
И смерть костлявою рукою приватизирует меня!
Кстати! Никита во времена трудного и веселого нашего молодцеватого жития в Полтаве 90-х очень сильно запивал.
Прямо он реально часто падал с ног в запоях! Чем он зарабатывал на жизнь когда его увоили с армии? А именно – когда уже оказался в России? Он бедствовал. Да. Пил водку и бедствовал… Он, правда и работал. Где придется. Даже в порту грузчиком… Трудно вообразить: такой хиляк как этот мой дружочек – и грузчик в порту!
Однажды он дал объявление в газету: «Пишу стихи на заказ. На любую тему. Без претензии на авторство». Так Никита чуть не стал всенародным… ну, по крайне мере, всеполтавским Сирано де Бержераком.
Но таки не стал. Его талант стихотворца не понадобился даже тем, кто готов был заплатить 500 тысяч тогдашних рублей за одно исполнение под гитару песни «Крестный отец».
– Пожалуй, надо было тебе, Никитушка, быть ближе к неньке-Украине, когда у нас Майдан начинался! Вот почему о сожженном Доме Профсоюзов в центре Киева никто не вспоминает из ваших? Кацапы морды воротят, это для них не событие! А это ведь было на глазах всей Украины!
– Так это вы же и жгли… И стреляли! Ох-еть! Цинизм запредельный! М-да. Ведь всем понятно, откуда у вас, у этого Майдана ноги ростуть! Весь мир сосет у ваших США! Быть вам, украинцам, у америкосов разменной монетой… Подстилкой Америки вам быть! США ведь воюет с Россией вашими же руками.
– Если бы россия не имела Бомбы, да срать бы на нее все хотели и не обсуждали бы вас даже, а так вы как обезьяна с гранатой
– Какая я обезьяна? Где граната? Я, например, тружусь всю жизнь. Учитель, слесарь, сисадмин… Офицером был, наконец. Всегда занимался делом. А не пиздел как некоторые журналисты в интернетиках. Ведь вот ты – тебя взять, так ты всю жизнь ведь тунеядец! Говоришь, журналист? Писатель даже? Говоришь, дом у тебя? Сам, говоришь, построил? Откуда? На гонорары? Нет! Воровал ты!
– Я свою квартиру продал – свою, заработанную и кровную. Потом дом построил для своей же семьи!!
– А-а-а-а, Виталя! Ты не просто вор, ты еще, может, и убийца? Вобщем так: Виталя, окстись! Не стебись! Нищие обокраденные старушки без пенсии из-за тебя остались.
– Никитушка! Я напечатаю наш этот «диалог» в одной из газет... гм... европейских!
– Только гонорар не забудь мне перекинуть! Вы, укры – простые как рваная гривна ваша. Вы ручные мартышки Обамы! И вас убивают за интересы заокеанского мулата. А вы еще козлами скачете! И тебя, иуду, не только я проклинаю, но и наши общие знакомые: Патя Бродский, Ирка Кохликян, Эдик из Израиля – все вам огнестрельные приветы шлют!
И пала ночь — пора иуд и мразей,
И пробил час предательства и лжи
И с хищным хрипом обнажились вражьи
Бандеровские черные ножи.
Но заступая путь колонне пятой,
Блок-пост Славянска, прямо грудь на грудь, стеною
встали русские ребята,
Как их отцы, закрыв фашизму путь…
И так далее. На этом, на этих патриотических строках Н. Гургуца, наши с ним разговоры закончились навсегда.
«Нечего грустить из-за идиотов — они созданы для того, чтобы при их виде другие веселились»
Афоризм неизвестного автора
Воспоминания и размышления мамы: «Как же мы выжили после войны?»
Мама продолжает вспоминать эпизоды второй мировой войны:
«Это была уже зима 1943-го, и тогда я впервые отморозила щеки. Потому что отец возил меня и других детей то в Чаплиевку, то в Малу Вовчу (не знали, где спрятаться от бомб и снарядов). Фронт надвигался то на нас, то от нас…Ведь в районе Волчанска, – там проходила «Курская дуга» так называемая. И этот фронт был сущее пекло! В 1943-м, в кульминацию той войны, бои в нашем регионе шли несколько месяцев очень упорные. И город наш, нашу «Вовчу», – то брали немцы, то снова её отбивали у оккупантов наши войска.
Когда не было уже никаких военных действий, но территория вокруг была усеяна бомбами снарядами, пулями, и было много жертв – среди населения, и особенно среди детей! Мальчики, дети войны теперь бы сказали, были очень любопытны – как во все времена бывает! Но ведь им тогда попадалось в руки что-то «военное»… Реально военное, хуже некуда! Так наши мальчики с ним, с этим опасным наследием войны «экспериментировали».
Вся улица часто у нас вдруг «взрывалась» от воплей родителей, когда был покалечен либо погибал какой-то мальчик!
Вот, например, у нас соседский был мальчик, Борис его звали. Он нашел большой патрон. Мать спрашивает, заподозрив неладное: «Что ты там стучишь, Борька?» А он сказал: «а … капсюль… тут один…»
Когда же «капсюль» тот взорвался, ему пробило по роковому совпадению как раз сонную артерию (наверное сильно склонил лицо над боеприпасом), и Борька еще после этого пробежал несколько сот метров в горячке к нам – видно, надеялся на спасение. Пробежал эти метры, но уже у палисадника, где наши цветы под домом, он на глазах моих упал, истекая кровью. И умер. Такое было одно из моих самых страшных и сильных детских воспоминаний.
***
А вот еще случай такой был. На выгоне у нас бывало такое – только коров выгнали на луга, только утром родители пошли на работу, слышен взрыв! Это был шок для всех тогда! Все кричали и плакали, и женщины голосили! И я своими глазами видела, как на тачке везли с выгона коровьего этого останки разорвавшихся на снаряде мальчишек. Женщины кричали жутко…
И вот еще, что именно нашей семьи коснулось: в Салтове под Харьковом был случай с твоим дядей Вовой. Брат Володя мой был учителем школьным и выводил иногда экскурсии детишек в лес, на природу. Дети эти однажды собрали незаметно, на одной из этих экскурсий, кучу снарядов.
Когда дядя Вова твой пошел в очередную экскурсию-поход, случилось несчастье. Погибло одиннадцать мальчишек. Двое из класса, где руководителем классным был как раз наш брат Володя. Страшно было. Всем было от самого факта жутко. А Володя чуть не сошел с ума.
Мы его еле-еле выходили. У него действительно психика чуть не «поехала». Он мог сидеть часами с остановившимся взглядом, и молчал. Еле вывели его из этого состояния. Вины его не было в этом страшном случае никакой. Иначе, его бы… его бы просто разорвали родители тех детей.
***
Последние дни оккупации были суровы. Войной было все разрушено…
А вот сами немцы были нам не страшные, многие из них уже и давали нам, детям, конфеты наподобие монпансье. Немцы тушили пожары в городе, на нашей улице. Иногда приходили брали у нас молоко. Но не грабили. Корова нас кормила тогда на все сто… Если бы не молоко, то мы не знали бы, чем питаться! Многие тогда умирали в войну с голоду.
Наша же корова была себе ничего, упитанная. И вдруг эта замечательная красавица заболела и начала издыхать – прямо на глазах! Немцы озаботились нашей проблемой. Из управы старосты на улице Широкой к нам пришли уполномоченные от немецкой власти – и именно по нашей просьбе забрали корову на мясокомбинат. Но они же сказали, что дадут при первой возможности отбившуюся от стада корову.
И эти немцы, как бы фашисты и оккупанты, дали нам спасительницу! Не взрослую корову, правда, но стельную телку. Мама ее, телушку эту, кормила как ребенка – всем, чем были «богаты», отходами кукурузы и всякими отрубями, – из рук кормила, как младенца…
И вот фронт откатил на Запад. Немцы ушли. Недалеко от нашего дома остановилась воинская часть. Оттуда приходит однажды солдат. Под ружьем и бравый такой. Солдат сообщает: всю семью, мол, нашу вызывают в райисполком. Пошли мы. Пришли и ждем… Почти полдня. Не вызывают. А когда осмелились спросить, то нам ответили: никто, мол, не вызывал, это либо ошибка, либо… Идите бегом домой, говорят! Может там случилось что!
Бегом туда – а там действительно! Нашу телку забрали красные бойцы и зарезали. Они видели, семью оставляют без кормилицы, а все же вели себя как бандиты. Оставили семью из пятерых детей без куска хлеба и глотка молока. Как мы выжили?»
***
Я этот рассказ мамы привел здесь, имея ввиду очень похожие перспективы и испытания, которые ждут украинцев в ближайшем будущем.
Нам светит и множество… скажем так… неприятных, жутких вещей, в связи с минированием обширных территорий, кучами не разорвавшихся вражеских (да и своих) снарядов.
Вот официальная инфа по вопросу.
Нужно будет разминировать примерно 270 тысяч квадратных километров. Это – включая и оккупированные территории.
То есть, ранее были заминированы дороги между населенными пунктами, и сами города и селения…Ну, а полное разминирование, – а это еще и лесополосы, водоемы – займет годы.
Я добавлю от себя: в Одессе и не только в ней, побережье и пляжы также заминировали. И как печально пошутил мой двоюродный брат Олег (одессит) «только бы они не потеряли планов минирования». Кроме моря, – также и в большинстве водоемов в Киевской, Харьковской, Сумской и Черниговской областях купаться теперь небезопасно…
Что касается способа выживания в оккупации и в прифронтовых зонах, то это тема отдельная. В Полтаве было вполне терпимо до нашего отъезда. Зато в Николаеве, где тоже одна близкая родственница моя живет, и я с ней перезваниваюсь, на 106- день войны было фактически осадное положение: без электрики, без воды и при крайне бедном снабжении людей элементарными продуктами питания.
Сейчас там стало лучше (по словам той же родственницы, моей тетки). Но она мне рассказывала, со слов уже своей подруги, которая в оккупированном Херсоне оказалась, – та боится больше всего не русских даже, а … дэнээровцев. Русские лютуют, но не так как свои же «шахтеры». Они, в прошлом наши украинские граждане, говорят: «мы сидели восемь лет в подвалах, теперь вы посидите»,
Хотя если вдуматься глубже, никто не засаживал граждан «квази республик» в подвалы, это русские пришли со своим порядком и желанием внедрить в жизнь старый лозунг ленинцев-сталинцев «кто был никем, тот станет всем…»
Очень много свидетельств моих знакомых и близких о том, что происходит в Украине сейчас. Вроде даже более чем достаточно для трех таких книг, типа что я затеял… И хоть я (ввиду такого изобилия информационного материала) и воздерживаюсь от цитирования текстов из наших СМИ, но вот несколько строк вольным пересказом:
"Беженцы" это не от слова "бегать", это от слова "беда"
– говорит один из них, – тех, кого и я тут видел, и в Литве, -- и довольно часто. Но речь пока о внутренних переселенцах.
О себе эти несчастные украинцы говорят: «мы не беженцы, мы переселенцы, – но это все равно».
С виду это крепкие мужчины. Или женщины, вполне молодые себе. Прилично одетые. Стоят в очереди за одеждой. Часто мужчины стоят за одеждой женской. Мужскую потому как мало где в Украине выдают. Женскую одежду отдают женщинам, но бывает и унисекс. Под рубашкой навыпуск не видно, с какой стороны пуговицы на брюках.
Кстати (прерву пересказ) я тоже бывал в таких пунктах в Каунасе, и однажды приобрел (почти не глядя) брюки – обрадовался, что большого размера, а мне нужны такие как раз, – а потом оказалось, что брюки эти женские и я отдал их жене.
Чувство унижения – подавлено.
Ведь многие из беженцев-переселенцев еще недавно жили в подвале, где все ходили на одно ведро. И все, что требовалось от остальных, – отвернуться.
За вещами люди приходят и стоят всякие. Например. В Каунасе я наблюдал однажды как в генделыке местные полубомжи-литовцы хвастались бесплатно приобретенными в раздаточном пункте носильными вещами. Это в Каунасе. В Украине иначе.
Вот свидетельство беженца: дорогие рестораны бесплатно кормят переселенцев. По справке и паспорту. Иногда и без них... И в Украине, в «тихих ее местах», тоже похоже на заграницу. В смысле отношения волонтеров и простых граждан к обездоленным и бездомным.
Приходят разные, эти «эвакуанты», на пункты кормления... И нищие бомжи и те, кто за углом оставляет машину, пахнет бензином и одеколоном. Запахи по-соседски смешиваются. Люди смешиваются за столиками в Вавилон XXI.
Представители религиозных организаций (чаще адвентисты и баптисты) раздают батоны. Атеистам, всем. Именно батоны. Но вкусные очень.
Батоны раздают и пекарни. Справку переселенца не спрашивают.
Приходят за едой в основном пожилые беженцы. Пожилые приносят домой молодым. Дома молодым не стыдно. Если пожилые приносят много, сушат сухари.