Розмір тексту

Православие и майдан

К нам обратился Василий Фазан, священник церкви Вознесения Господня в Полтаве. Он попросил разместить его мысли о Майдане в разрезе православия. Так как текст выходит за рамки новостного формата, я предложил под эту статью свой блог, на что не получил возражений. Оценки предлагаю сделать самостоятельно.

Отчасти понятно, что движет людьми на майдане, что их туда привело. Непонятно, что там делать христианину, а тем более, священнику. Много думал об этом, и хочу поделится некоторыми мыслями. Надеюсь, что это может принести некоторую пользу читателям. Постараюсь, насколько возможно, не касаться политики и текущего хода событий в нашем обществе. Это касается не только текущего момента.

Прежде всего мы — христиане и, по слову апостола Павла, «имеем ум Христов». Понимаю, звучит дерзко, но мы должны к этому стремиться. Учение Спасителя изложено в Евангелии. С Божией помощью рассмотрим такое явление как «майдан» в свете Нового Завета, опираясь на свидетельство Спасителя, учение Апостолов, писания отцов Церкви. В Украине массовые протесты стали определенной традицией и получили название «майдан».

Есть ли в Евангелии упоминание о чем-то, что похоже на «майдан»? Как ни странно, есть. И связано это с путем Спасителя на Голгофу. Когда Господь вошел в Иерусалим, «весь город пришел в движение» (Мф 21:10). Тогда Спасителя приветствовали словами «Осанна». Потом были понедельник, вторник, среда, четверг, а в пятницу те же люди кричали «возьми, возьми распни Его». Это упрек тем, кто говорит: церковь должна быть с народом, должна быть там, где ее чада. Церковь должна держатся учения Спасителя, иначе «соль обуяет». Когда и где Господь говорит в Евангелии, что большинство глаголет истину? Наш великий князь св. Александр Невский однажды сказал: «Бог не в силе, а в правде». Многие отцы Церкви в своих толкования писали о пути Спасителя на Голгофу рассматривали вопрос, почему та толпа, которая приветствовала Спасителя, изменила свое отношение. Что двигало людьми, кричавшими «возьми, возьми, распни Его»? Мы слышим в Евангелии, что Пилат умыл руки, но уступил требованию толпы.

Господь Иисус Христос нигде в Евангелии не опирается на большинство, хотя Он собирал толпы людей, ожидающих и получающих исцеление разных недугов. Напротив, Спаситель говорит об узком пути, о том, что «много званых, мало избранных». Это еще раз должно напомнить нам о необходимости свои мысли, намерения и поступки сверять с Евангелием. Человек по своей природе склонен смотреть на мир и поступать так, как окружающие. «Что скажут люди?» — так часто мы слышим эти слова, но спросим себя и: «Что говорит об этом Евангелие?» Это особенно актуально в наше время, когда живых примеров благочестивой жизни мало, а соблазны умножились многократно.

Стоит сказать несколько слов о том, что же выводит людей на майданы. Конечно, есть бунтари по натуре, есть те, кто за деньги, но речь не о них. Большинство людей идет туда добровольно. Думаю, их привел туда гнев. Попробую пояснить свою мысль. Власть «достала» очень многих. Кто-то потерял работу, кто-то столкнулся с несправедливостью судов, милиции, у кого-то с помощью власти отняли собственность, кто-то просто не может найти себе место в этой жизни, и участие в протесте дает некий смысл его жизни. Многие претензии людей справедливы. Во времена Спасителя и апостолов тоже были бунты и восстания. Мы не слышим об этом в Евангелии, но точно знаем из истории, что разрушение Иерусалима в 73 году было вызвано именно восстанием. Недовольство порядками, неуважение к религиозным убеждения, недовольство мытарями, которые собирали больше положенного.

Мы также знаем из истории древнего Рима, из жизнеописаний мучеников, каким гонениям подвергались христиане. Они свидетельствовали о вере во Христа своей жизнью, а часто и кровью. Но мы не слышим, чтобы христиане поднимали восстание.

Вернемся к Новому Завету. В нем Господь и апостолы слишком мало внимания уделяют власти, вопросам отношения к ней. В посланиях апостола Павла есть призыв «чтить царя», молиться о власти. Противники православия скажут, что церковь обожествляет власть, но это неправда. Господь говорит: «Воздадите кесарево – кесарю, а Божие — Богу». Это слова Спасителя.

Слова Спасителя обращены к человеку. За человека Господь пролил кровь на кресте. Единственный раз в Евангелии Господь говорит: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем», — вот что важно, и плодом этого будет «покой душам вашим».

Вернемся к гневу. Именно гнев движет массами. Кто-то скажет: люди на майдане молятся, и это правда. Часто читают молитву «Отче наш». Это также правда. Но это самообман: вначале кричат «банду геть», и тут же «остави нам долги наша, якоже и мы оставляем…». Люди любят все человечество, но готовы растерзать тех милиционеров, кто бил протестующих, требуют крови и просят милости у Бога. Здесь имеет место злопамятство. Апостол любви ясно говорит: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца». А апостол Иаков говорит: «Гнев мужа не творит правды Божией». Свт. Василий Великий говорит, что «гнев есть какое-то кратковременное бешенство» (беседа 10, на гневливых). Гнев не созидает, а разрушает. Разрушает конкретного человека, который предается ему, разрушает общество. Гнев изгоняет из нашей жизни Христа, это отступление от заповедей. Мы имеем в виду гнев как страсть, а не как естественную силу души. Ведь в Псалтири есть слова: «Гневайтеся, и не согрешайте». Если мы защищаем свою веру, свою родину, гнев имеет место. В службе Отцам Первого Вселенского собора мы слышим: «Все собравше пастырское искусство, и ярость подвигше праведнейшую, отмстительне тяжкия отгнаша волки, пращею духа извергше от церковнаго исполнения».

Спаситель говорит, что «от избытка сердца глаголют уста», имея злобу внутри, люди находят выход в провозглашении лозунгов. Но и это не все. Кому-то и этого мало, в моем районе многие заборы исписаны лозунгами вроде «перемога або смерть», «революція».

Прежде чем судить власть имущих, зададим себе вопросы. Всегда ли мы поступаем справедливо по отношению к ближним, не «убиваем» ли мы их своими словами, не осуждаем ли ближних? Как бы мы поступили, имея власть и деньги? Является ли наша борьба праведной? Думаю, что на такие вопросы тяжело отвечать. Не будучи совершенными, не будем требовать совершенства от окружающих.

Пусть каждый, кто на майдане молится, ответит сам себе на вопрос: готов ли он простить милиционеров, власть имущих персонально?

Еще один момент, который присутствует при массовых протестах – это осмеяние. Карикатуры, фотографии в неприглядном виде, оскорбительные надписи – все это присутствует. Это свидетельствует о том, что протесты, хотя и мирного характера, явно нарушают заповеди Божии, таким образом еще сеются соблазны, которым «невозможно не прийти». Это явное хамство, как бы оно не оправдывалось; не подобает так поступать христианам. Мы можем критиковать власть, но унижения и оскорбления не приличествуют христианам. Помню, правда было это в 2001 году, во время протестных мероприятий в Киеве раздавали листовки с изображением главы государства в форме заключенного. На обороте листовки была инструкция: сжечь и слить в канализацию. Это характерно для протестов не только у нас и не только в наше время. Карикатуры на руководителей направлены на подрыв авторитета не только конкретного человека, но власти в целом. Из посланий апостола Павла знаем, что князь — Божий слуга, для поддержания порядка. Если не будет порядка, будет хаос. На все это смотрят дети. Если можно кощунственно поступать с изображениями людей, например, возить чучело на виселице, то чему мы учим детей, будут ли они уважать родителей, старших? А если кому-то можно, почему дети должны слушать таких родителей? Они и не будут.

Является ли тот гнев и ярость «праведенейшею»? Для меня это очень сомнительно.

Легко было сокрушить каменного идола, который стоял на Крещатике, но тяжелее побороть свои страсти, это борьба всей жизни. В порыве гнева многие люди наделали поступков, которые изменили их последующую жизнь. Сколько убийств совершено в порыве гнева! Еще раз повторюсь: гнев не созидает, он разрушает.

Еще есть люди, которые говорят о «духе майдана», находятся священнослужители, которые разделяют такие мнения, пишут обращения в поддержку того, что происходит на майдане, разделяют ценности майдана. Вернемся к словам апостола Иоанна Богослова: «Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они».

Для людей, которые лучше знают светскую литературу, чем Евангелие, советую вспомнить стихотворение из школьной программы: Иван Франко, «Гимн», 1880 год. Думаю, что на самом деле это гимн сатане. Цитировать не буду, он о вечном революционере, «дух, що тіло рве до бою». Этот стих прекрасно характеризует «дух майдана», почитайте и сравните с Евангельскими словами. Почувствуйте разницу.

Пусть каждый христианин, который читал Евангелие, для себя определит, соответствуют ли лозунги масс, их поведение, настрой, так называемый «дух майдана» евангельским заповедям, найдите примеры успешных революций. Недавно на майдане носили гильотину люди, одетые в одежды времен французской революции. Можно долго продолжать ряд аналогий. «Україна понад усе» — это как в Рейхе, где иерархия ценностей. Можно понять националистов, но я думаю, для христиан на первом месте должен быть Христос. Другие лозунги, так называемые «кричалки» тоже где-то мы уже слышали. Кто знаком с историей, обратите внимание на лозунги третьего Рейха, к ним часто сейчас обращаются, не только в нашей стране.

Есть очень важная особенность современного человека. Люди все меньше общаются в реальной жизни. Вместо этого активное общение в социальных сетях. Информационные технологии дают возможность человеку, который в реальной жизни не имеет аудитории слушателей, доносить свои мысли до многих. Отсутствие реального оппонента снимает ограничения, и звучат буйные, неразумные высказывания. Массовые протесты дают возможность выплеснуть все накопившееся на улице. Массовость создает определенную иллюзию полезности человека, иллюзию того, что он услышан, и, одновременно, безответственность. Всех ведь не накажут.

Единственный раз в Евангелии мы читаем о том, что Господь применил силу. Он изгнал из Храма всех продающих и покупающих, опрокинул столы меновщиков. Заметим, Спаситель не трогает римскую власть, не трогает главарей синедриона, которые распнут Его, не трогает предателя-ученика, хотя в день Входа в Иерусалим толпа была на стороне Спасителя. Он очищает Храм Божий от того, что чуждо спасению, не должно иметь места в Церкви Божией. Думается мне, что в церкви нет места «богословию майдана». Оно плод «мира сего». «Царство мое не от мира сего» — эти слова Спасителя многие любят цитировать. Мне возразят, что христиане не должны быть пассивны, должны иметь гражданскую позицию. Это правда. Да, действительно не нужно прятать голову в песок. Иногда нужно не молчать, но при этом следует поступать по Евангелию.

У некоторых людей звучит такая мысль: «В личной жизни смирение и прощение, но гражданская позиция требует того-то». Мысль достаточно опасная. Думаю, что этого нужно избегать, в смысле такого раздвоения. Нельзя быть христианином только по воскресным дням. В Евангелии Господь ничего не говорит о гражданской позиции, все обращено к конкретному человеку. В церкви во все времена находилось место и для царей, и для нищих, но про разные взгляды политические там ничего нет. Нам следует внимать Евангелию. Наши взгляды, в том числе и на политику, не могут противоречить Божественному учению. Нельзя в жизни быть материалистом и христианином одновременно. «Не можете работать Богу и мамоне» — говорит Спаситель, об этом следует помнить. Большинство современных партий, общественных движений имеют сугубо материалистическую идеологию (в лучшем случае), а часто явно антихристианскую. Христианам следует быть внимательнее, и не делаться игрушками в чьей-то игре.

Пророк Давид говорит: «Уклонися от зла и сотвори благо, взыщи мира..» Не нужно вносить в церковь политику. Церковь — это Тело Христово, это не профсоюз, который защищает интересы трудящихся.

Всем нам полезно также изучать историю. Как всемирную, так и историю нашей страны. Вспомним революции, например: Франция (1793), Российские революции 1905, 1917 гг., переворот против Скоропадского 1918 года, вспомним лозунги времен гражданской войны, вспомним 2004 год. Есть что-то общее. Завышенные ожидания, красивые лозунги и горькие последствия, особенно для церкви.

Не хочу, чтобы думали, что это призыв к бездействию или призыв восхвалять власть. Делам нужно и должно давать оценку, иногда нужно промолчать. Все делают ошибки, но есть ошибки, которые наносят большой вред. Господь призывает нас не бояться убивающих тело, но тех, кто губит души. Ложные мысли и суждения часто приносят большой вред, они губят души.

Про автора

Ян Пругло

Ян Пругло

Журналіст

173
Останні публікації:

Полтавщина:

Наш e-mail:

Телефони редакції: (095) 794-29-25 (098) 385-07-22

Реклама на сайті: (095) 750-18-53

Запропонувати тему