Как дизайнер исследует проект. Кейс литературного фестиваля Meridian Czernowitz
Дизайнер развивается на масштабных проектах, каких до этого не делал. Не просто борд или визитка. Нужно что-то гораздо большее. Потому я и вписался как дизайнер в литературные фестивали Meridian Poltava и Meridian Czernowitz.
Рассматривайте каждый проект как ключ к следующему
Моя задача в Meridian Poltava была сделать визуальный продукт, который принесёт следующий заказ. Чтобы кто-то сказал: «Тоже хочу такую графику».
В последний день фестиваля в Полтаве, 10 июня, ко мне подошла директор Meridian Czernowitz Евгения Лопата и сказала: «Макар, сделай и нам такое же. Мы тоже хотим, чтобы у графики была идея».
Вот за этим ко мне и пришли — за идеей. За счёт того, что у Meridian Poltava была идея с шахматкой, Полем битвы, зелёным цветом поля боя — это выстрелило на целевую аудиторию. И принесло ещё один заказ.
Пример визуала Meridian Poltava
Исследуйте, что было у заказчика до вас
До этого у них были дизайнеры. Очень нравится графика 2016-ого. Она прикольная: сделана очень по-польски, с уклоном в Европу, по-дизайнерски, но я здесь не вижу секрета. По стилю — чисто польская школа плаката с добавлением оригами.
Дизайн постера 2016 года от Markosh Kryzhak
Дизайн был внутри дизайна.
Мой плюс в том, что я ориентируюсь в теме литературы, поэзии, понимаю контекст и как с этим работать.
Я старался найти ещё один культурный пласт. Не просто графику, которая подходит к событию, но визуализирует его суть.
В Meridian Poltava обыгрывалось Поле Полтавской битвы. Идея была в том, что люди — шахматные фигуры, но нет чёрных и белых — все равны. Всё это было только у меня в голове, но люди угадывали. Такое же хотел сделать и для Черновцов. За этим и пришли — освежить идею визуала.
Пробуйте искать решения даже без техзадания
Meridian Czernowitz — тот же Meridian Poltava, только с большей историей. Рост для дизайнера здесь был очевиден ведь фестиваль был как в рекламе — «три в одном». Поясню: в Полтаве мероприятия длились трое суток, а в Черновцах (и не только там) будут длиться три года!
В 2020 году будет 100 лет со дня рождения поэта Пауля Целана, на наследии которого и построен Фестиваль. Ребята решили сделать круто: подвести к этой дате в три шага. В этом году был первый.
Организаторам нужна была графика, которую можно использовать и через два года. Это большой вызов, с которым интересно работать.
Признаюсь: когда получаю большие заказы — хочется начать разбираться в них как можно скорее. Уже в середине июля пошёл внутренний, ещё неконтролируемый, процесс создания чего-то.
Техзадание? Пфф, хорошему дизайнеру не нужно ТЗ, думал тогда я.
Ищите яркие визуальные образы, связанные с проектом
Вокруг чего мог быть визуал? Допустим вокруг Черновцов, но что они для парня из Полтавы? Я начал исследование.
Послушал программу на «Радио Свобода» про Черновцы и культурную жизнь, посмотрел фильмы о евреях, поговорил со старшими.
В программе услышал фразу поэтессы Розы Ауслендер: «Черновцы — зеркальный карп в перчёном студне, молчащий на пяти языках». С них и слепил первый набросок.
Карпы да синий холодец
Карпы да синий холодец. Отражение решил попробовать сделать в стиле коллеги, который оформил плакат 16-го года.
Заглядывая вперёд вижу, единственное, с чем помог эскиз — определиться со шрифтом. Rubik Sans разработан израильским автором Meir Sadan, а значит привносит в работу некий израильский контекст.
Не останавливайтесь на первой идее — ищите дальше
Окей, холодец есть — что ещё? Может что-то посерьёзнее? Погуглил немного и оказалось во время Холокоста, евреи носили Звезду Давида жёлтого цвета, как знак позора. Жутко — скажет нормальный человек, интересно — скажет дизайнер.
И я разобрал такую звезду в паттерн, добавив фото участников Фестиваля. Напомню: Заказчик об этом ещё не имел никакого понятия. Идея в том, чтобы вся культурная мировая элита, собравшаяся в Черновцах, напомнила украинцам, что такое война. Ведь мы начинаем потихоньку абстрагироваться от Донбасса и Крыма (говорю как минимум о себе).
Звезда Давида
Шрифт выбрал в польском стиле, такой рисовано-сумасшедший, непосредственный, для контраста с темой. Сейчас вижу — не угадал по настроению. Всё-таки баловаться с серьёзными темами нужно аккуратней.
Продолжайте искать — найдёте нужное
И третий, мой любимый вариант — типографика. Идея пяти языков в одном городе никак не отпускала. А если убрать рыб, холодец и оставить самое важное — слова? Цвета взял самые простые, чтоб печаталось чище.
Варианты с использованием типографики
Идею взял с фестиваля в Барселоне в 2016–2017 годах. Там «поэзия» написали на многих языках и вышло круто. А если в Испании сработало — и в Украине сработает, думал я.
И вот показал наработки Заказчице и услышал: «Со звёздочками точно нет. Понятно, что фестивалю важен еврейский элемент, но прямо символику использовать не хочется. Роза с карпами тоже отпадает, но искренний респект за ресёрч!».
***
В следующих блогах покажу и расскажу, что получилось в результате.
Дизайнеры — исследуйте! Погружайтесь в проект заказчика, ведь иначе это сделает кто-то другой.