Розмір тексту

Аристократы и плебеи или наш шанс в высокомерии

О Сократе, Понтии Пилате, аристократах и пользе высокомерия

Хочу рассказать две истории. Истории почти зеркальны, произошли в одно и то же время, но закончились по-разному.

О Сократе, Понтии Пилате, аристократах и пользе высокомерия О Сократе, Понтии Пилате, аристократах и пользе высокомерия

Первая всем хорошо известна. Однажды к Понтию Пилату, префекту римской провинции Иудеи пришли еврейские священники. Они пожаловались на некого Иисуса. Мол, богом себя возомнил, проповедует ересь всякую, не чтит авторитет первосвященников, а стало быть и храма. Чернь ему внемлет, все ветки с пальм оборвала. В общем человек опасный. Бороться с ним сил никаких нет. Единственный выход — устранить физически. А поскольку ты тут за порядком смотреть поставлен, то будь добр — прими соответствующее решение. После некоторых сомнений Пилат отправил Иисуса не казнь.

Вторая история известна хуже. Даже не смотря на то, что рассказана она в той же книге, что и первая — в Новом Завете. Начало, практически, идентично. К префекту римской провинции Ахея Галлиону пришли еврейские священники. Они жаловались, что некий Савл, известный нам как Апостол Павел, молится неправильному богу, проповедует ересь, не чтит авторитеты. Бороться с ним сил уже нет и по сему неплохо было бы его укоротить, примерно, на голову. (Павел был римским гражданином и распинать его закон не разрешал). «Что говорите, - переспросил Галлион, - верит не правильно? Он кого-то убил? Что-то украл? Призывал к бунту? Нет? Просто верит не правильно? Так я лично верую в Юпитера Громовержца. С моей точки зрения, и вы тоже верите неправильно. Мне что, и вас казнить? Короче, разбирайтесь сами». И прогнал. И еще приказал насыпать жалобщику палок, чтобы не отвлекал занятого человека по пустякам.

Одна империя, одни законы, одинаковые полномочия. И кардинально разные решения. Почему?

Похоже, дело в происхождении. И в воспитании.

Кто такой Пилат? Он даже не римлянин. Он самнит, из союзников. Самнитам то и римское гражданство предоставили лет за 40 до его рождения. Из небедной семьи, раз зачислен в сословие всадников. Но тем не менее - «из грязи в князи». Это в Иудее он чувствовал себя белым человеком, большим начальником и римским патрицием. А на самом деле — выскочка, homo novus, как пренебрежительно называли подобных ему в Риме, "новый человек". В Горловке о таких говорят - «пацан поднялся». Его должность и возможности — большое везение. Рисковать ими — глупость.

А тут евреи со своим проповедником. Все евангелисты единодушны в том, что Пилат сильно сомневался. Законных оснований для казни не было. Он уже семь лет управлял провинцией и прекрасно знал, что проповедники, подобные Иисусу толпами бродят по Палестине. Что религиозные споры между евреями — обычное дело. Что книжники, фарисеи и саддукеи дня не могут прожить, чтобы не обхамить друг друга. И тем не менее, «умыл руки». Почему? Думаю, испугался.

Испугался он не еврейских священников, и уж тем более, не Иисуса. Он испугался доноса, жалобы. Он был опытным администратором и прекрасно знал как принимаются решения и как даются оценки. Тебя назначили — делай что хочешь. Но только так, чтобы сор из избы не выходил, чтобы начальнику, в данном случае императору, не пришлось за тобой подчищать, или не дай бог за тебя оправдываться.

Тиберий много шума из ничего терпеть не мог. "О, род рабов!" Да! Люди - льстецы, рабы, трусы и предатели, но и с ними нужно уметь обращаться. У меня они вот не орут, даже когда я их душу. Почему же орут у тебя, проконсул?» Пилат легко мог предположить последствия жалобы, попади она на стол императору под соответствующее настроение. К чему рисковать? И ради кого? Ради никому не известного проповедника, к тому же, по ходу, сумасшедшего. Не он первый — не он последний. И умыл руки.

Другое дело Галлион. Он тоже из всадников. Там и с генами все в порядке — как-никак старший брат знаменитого Сенеки. Кроме этого был усыновлен сенатором Луцием Юнием Галлионом. В детстве переехал в Рим и воспитывался как аристократ. А чему, кроме всего прочего, учат аристократов — уверенности в себе, умению принимать решения, умению быть свободным от чужого мнения, умению нести ответственность за принятые решения. Высокомерию, если просто. Такой человек мог сказать, идите вы лесом, евреи, разбирайтесь сами. И сказал. И тем самым спас Апостола Павла, одного из двух первоверховных апостолов. Человека, заложившего основы христианского богословия и нравственности. Из 21 послания Святых Апостолов — 14 его. Без него христианство было бы другим.

А еще я недавно посмотрел неплохой фильм - «Темные времена». Это история про назначение Черчилля премьером в 1940 году. Его же никто не хотел — тяжелый человек, высокомерный, всех за идиотов держит. Но тем не менее назначили. Почему? Потому что способен принимать решения, не ждать одобрения, плевать на критику. Потому как честь для него важнее совести. Потому как аристократ до мозга костей. А как только перестал быть нужен — прокатили на первых же выборах. Интересно, правда? Человека выигравшего войну и спасшего страну не выбирают на следующих после войны выборах! Почему? Да потому что такие люди нужны для того, чтобы выигрывать войны и вытягивать страны из болота. В мирной жизни они не нужны. Мешают получать от жизни удовольствие.

У нас с аристократией как-то не сложилось. Это вам не какая-то Англия. Там этих аристократов резали, начиная от данов и закачивая Кромвелем. В Тауэре гноили, головы рубили. И все за высокомерие — за наглость иметь и высказывать отличное от королевского мнение. А они все равно есть — такие же наглые и высокомерные.

У нас же Рюриковичи, на которых то и была единственная надежда, ее не оправдали. Кто за поребрик перебрался, кого монголы вырезали, кто-то ополячился. Казацкая старшина на аристократов явно не тянула. Может поэтому и живем так — воздерживаясь от принятия решений и прячась за разновекторностью.

Впрочем, это не приговор. Есть страны, у которых с аристократией тоже не сложилось, США например. Правда, они сумели вырастить элиту — такую же высокомерную. Посмотрите на Трампа, например, или на Маккейна.

Поэтому, я за высокомерие. Что значит быть высокомерным? Это значит судить себя, людей и события по высокой мере. Помните как у Маяковского? «Ревнуя к Копернику. Его а не мужа Марьи Ивановны считая своим соперником!». Это значит не боятся оторваться от коллектива и не стремиться быть «своим в доску» в любой компании. Это значит принимать решения не учитывая тот факт, что «бабушка из Пупковки этого не поймет». Не делать скидки после фразы «я простая доярка». Не принимать в качестве оправдания наше любимое «ну украл он 200 гривен. А ты знаешь какая у него зарплата?». Не влюбляться в политиков на том основании, что «она хотела, а ей не дали». Словом, меньше обращать внимание на чужие капризы и неврозы, а жить согласно девизу Марины Цветаевой: «Не снисхожу!»

Вы конечно скажете, к чему это он призывает? Ты что, хочешь чтобы по нашим улицам ходили сотни высокомерных идиотов?

Опасность такая есть. Ну тогда еще одна история о самом первом в истории человечества и самом великом мастере троллинга. Некто Сократ, бродил по улицам Афин и приставал к согражданам с каверзными вопросами. А потом издевался над их ответами. Пока он занимался этим один, на него старались не обращать внимание. Мол что с убогого возьмешь. Потом это стало модным. За Сократом стали бродить толпы молодых высокомерных идиотов и троллить заслуженных граждан. Афиняне возмутились и заставили Сократу выпить стаканчик цикуты. Но из толпы высокомерных мудаков выделилось несколько гениальных учеников, например Платон. А самым известным учеником Платона был Аристотель. Его же вклад в развитие цивилизации, как минимум европейской, переоценить невозможно. Без него мы были бы другими. А может, нас бы уже давно не было. Ради такого можно и потерпеть.

На этом все.

Будьте высокомерными, друзья. Это поможет!

За подписку на канал, лайк или комментарий — отдельной спасибо.

Про автора

Борис Лозовский

Борис Лозовский

Частный предприниматель

206
Останні публікації:

Полтавщина:

Наш e-mail:

Телефони редакції: (095) 794-29-25 (098) 385-07-22

Реклама на сайті: (095) 750-18-53

Запропонувати тему