9.02.2014 | 20:05

А были ли 10 тысяч на полтавском Антимайдане?

Эта статья о том, как политики меряются митингами, и как надо проверять информацию

Предыстория

Вчерашняя рекламная статья о митинге в поддержку действующей власти вызвала немалый резонанс среди полтавчан, особенно сторонников Майдана. Больше всего споров вызвало число 10000 — именно столько людей, по мнению организаторов, принимало участие в митинге. Кстати, откуда именно взялось это число, автор статьи не упомянул, что, безусловно, является его профессиональной ошибкой.

Буквально несколько дней назад я добавил на «Полтавщину» новую функцию, с помощью которой читатели, заметив в тексте ошибку, могут легко отправить уведомление автору статьи (нужно выделить фрагмент текста с ошибкой и нажать Ctrl+Enter). Именно эту функцию использовали участники группы «Еврореволюция в Полтаве», организовав целый флешмоб против данной статьи. Редакторский ящик был просто завален уведомлениями об ошибке, которые сообщали, что на митинге было всего 2 тысячи человек. Я сам слежу за событиями на полтавском Майдане, в том числе, и с помощью этой группы, поэтому считаю необходимым от имени «Полтавщины» дать ответ на возникшую лавину возмущений и, заодно, более детально разобраться в проблеме.

Забегая наперед, скажу, что я не поддерживаю ни действующую власть, ни ее политическую оппозицию. Поэтому надеюсь, что смогу быть достаточно объективным.

Как политики меряются митингами

Визуально посчитать количество людей на массовом мероприятии человеку без специальной подготовки достаточно сложно. Поэтому наши политики этим активно пользуются, выдавая желаемое за действительное. На словах они в разы завышают реальное число митингующих — все-равно ведь никто проверять не будет, а политические очки это им принесет. Большое количество единомышленников (пусть даже вымышленных) будет ободрять сторонников и привлекать тех, кто сомневается.

Это логично и всем понятно. Но проблема еще в том, что многие люди хотят быть обманутыми. Они верят в то, что хотят считать правдой.

Вспомним, например, акцию оппозиции «Вставай, Україно!» и интересную статью Дионисия Каплина, который после попытался подсчитать реальное количество участников, использовав научный подход. По разным данным, количество участников тогда тоже очень сильно варьировалось в зависимости от политической ангажированности:

Итак, у нас есть различные цифры явки. О 10000 говорит комментатор Січовий стрілець 1 на «Полтавщине». 8000 человек насчитала пресс-служба политической партии «Батьківщина» и нардеп Валерий Головко, о чем есть запись на его страничке в Facebook. Журналист УНИАН считает, что митингующих было 5000 человек. Есть еще 3 цифры: 3000 в рекламной статье на «Полтавщине», 2000 в заявлении милиции и только 900 митингующих по версии сайта Полтавского горсовета.

Более свежий пример — «миллион людей на Евромайдане». Действительно, огромное количество людей, потрясающее зрелище. Но действительно ли там есть миллион? Оппозиционные лидеры в один голос утверждали, что есть, и даже больше.

МВД тогда опровергло эту информацию, заявив, что на митинге было не более 100 тысяч, опубликовав свои расчеты и спутниковый снимок, отметив область где размещались митингующие.

Сколько людей было на Евромайдане?Увеличить

Конечно, милиции в нашей стране принято не верить, и основания для этого действительно есть. Но именно в этом случае у любого есть возможность самостоятельно проверить их информацию (хотя проще, конечно, поверить политикам и их СМИ).

В первую очередь, нужно понимать, сколько человек поместится на 1 м²? Попробуйте сами. Если очень плотненько, то четверо. Трое — это тоже не очень просторно. Если в зимнем пальто или куртке — то уже только двое, трое вряд ли.

Теперь измеряем площадь, на которой размещаются эти люди. Я лично проверял картинку от МВД в Google Earth Pro (там есть инструмент для измерения площади многоугольника) и подтверждаю, что обозначенная площадь — это действительно немного больше 30 тысяч м². Конечно, можно сказать, что митингующие были рассредоточены по большей площади, но, в любом случае, их плотность там была значительно меньше, да и в указанной области вряд ли везде достигала трех человек на метр. Умножив плотность на площадь, мы получим максимально возможное количество людей, которое может там разместиться — немного больше 90 тысяч человек.

Очевидно, что миллиона людей там даже теоретически не могло быть. Но, неужели опытные политики Яценюк, Тягнибок и Кличко не знают, что посчитать количество людей на митинге довольно просто? Почему ни одно СМИ национального уровня не провело эти простейшие вычисления? Потому что политикам это на руку, а СМИ любыми способами готовы поднимать рейтинги. А людям это попросту не нужно. У них нет времени, чтобы проверять информацию, они просто верят той или другой политической силе и уже привыкли не обращать внимания на эти мелкие обманы с их стороны. Печальная ситуация.

Так сколько же людей было на полтавском Антимайдане?

Итак, вернемся к нашему Антимайдану. Как я уже писал выше, официальная версия организаторов — 10 тысяч. Официальная версия милиции — 8 тысяч. УДАРовец Борис Лозовский говорит, что «людей было очень много, наверное, около 6 тысяч». Полтавские «евромайдановцы» утверждают, что только 2 тысячи. Давайте попробуем разобраться, кто же все-таки прав.

Для начала, давайте определим, как выглядит митинг из 10000 человек перед полтавской облгосадминистрацией. Возьмем за основу метод, который использовал Дионисий (см. ссылку выше). Предположим, что плотность толпы уменьшается при удалении от трибуны и разделим ее на три части (см. рисунок ниже), где S1 — площадь с плотностью 3 чел./м², S2 — 2 чел./м², S3 — 1 чел./м². Их радиусы соответственно: r1, r2 = 2×r1, r3 = 3×r1.

space.jpg

Решим простую систему уравнений:

eq1.jpg

Умножаем плотность на площадь — получаем общее количество человек:

eq2.jpg

Соответственно, радиус полукруга с плотностью 3 человека на м² составляет 21,3 метра. Вот так бы выглядел митинг из 10 тысяч человек возле полтавской облгосадминистрации:

Митинг 10 тысяч человек возле полтавской облгосадминистрацииТак бы выглядел 10-тысячный митинг перед ОГА. Увеличить

Те кто был на митинге, может попробовать сравнить эту схему с тем, что было на самом деле.

В упомянутой выше группе «Еврореволюция в Полтаве» также было опубликовано фото с данного митинга, сделанное из окна облгосадминистрации. Поскольку я на митинге не присутствовал, то не могу утверждать в какое время было сделано фото — в начале митинга, в конце, или же на снимке запечатлено максимальное количество участников. Думаю, что все понимают значение этого фактора и что пренебрегать им не стоит, поскольку он также может использоваться для манипуляции общественным мнением.

 Антимайдан в ПолтавеФото митинга Увеличить

Тем не менее, давайте попробуем посчитать, сколько людей запечатлено на этом фото. С помощью Google Earth мы можем достаточно точно измерить размеры площади перед облгосадминистрацией, но ключевым фактором все же является плотность толпы.

Разрешение фото низкое, но можно приблизительно различить отдельных людей на переднем и заднем планах. Чтобы иметь представление о плотности толпы, я пометил красными точками головы людей на переднем плане и зелеными — на заднем. В Google Earth измерил ширину центральной дорожки перед ОГА — 16,5 метров и расстояние между елочками — около 19 метров. Приблизительно выделил квадрат со стороной 4-5 метров и посчитал количетсво людей на нем — около 40. Получается плотность людей на переднем плане — около 2 человек нам м² (кстати, как и утверждала милиция в примере с киевским Евромайданом).

Подсчет количества участников митингаУвеличить

По фото я приблизительно обозначил на спутниковом снимке занимаемую митингующими область.

Антимайдан в Полтаве (занимаемая площадь)Площадь, занятая митингующими Увеличить

Область А — это основная часть митингующих с предположительной плотностью 2 человека на квадратный метр. Её приблизительная площадь — 880 м², соответственно на ней может быть расположено около 1760 человек. Область B менее заполнена, ориентировочно я определил ее размер как 50×7 метров — еще 350 человек. В области F я вручную насчитал около 80 человек. Область G приблизительно равна F, площадь E — 280м², соответственно — не более 280 человек при плотности 1 человек на м2. Области C и D — в сумме не более 50 человек. Итого — около 2600 человек.

Как видим, полученное число далеко от 10 тысяч, хотя, опять же, напомню, что расчеты делались по фотографии митинга, сделанной в неопределенный момент времени.

Вроде бы расчеты получились несложные, но им я доверяю намного больше, чем словам политиков или милиции, поскольку делал их самостоятельно. К сожалению, многие полтавские журналисты с цифрами, мягко говоря, не дружат, вследствие чего возникают неприятные моменты.

Про автора
Эдуард Ткаченко
Веб-разработчик
Эдуард Ткаченко
30
Останні публікації