22.11.2011 | 9:59

Украина, религия и тревоги будущего

В украинском расколе никто не виноват, но одолеть украинство невозможно

_thumb.jpg

В начале было Слово…


Меня заставила насторожиться программа "Радио Свобода", которая вышла в эфир 28 сентября под заглавием "Время, как повод для волнений на Украине". Информационный повод, казалось бы, пустяшный: переводить часы на зимнее время не переводить? Но это так только на первый взгляд. 

Наэлектризованность сторон дала о себе знать сразу же, вылившись в языковое противостояние по нейтральной, совершенно не относящейся к языку теме. Участниками спора оказались один из сотрудников русской службы "Радио Свобода" и представитель Львовской организации Всеукраинского праворадикального объединения "Свободы". Разговор сразу же перешел в политическую плоскость. Журналист русской службы "Радио Свобода" Владимир Ивахненко позвонил депутату львовского парламента Андрею Халявко. И здесь начинается самое интересное. Вместо того, что бы говорить о сути дела - переводе времени на зимний час, собеседники затеяли торг о том, на каком языке говорить. Ивахненко начал просить, что для русской службы "Радио Свобода" желательно говорить на русском. Но не тут-то было! Со стороны Андрея Халявко последовал решительный отказ: он парировал: "Нi! Не розумiю, в чому рiч? Ми один одного дуже добре зрозумiємо!" В итоге разговор продолжался с переводчиком. Под конец Владимир Ивахненко сказал: "Я вам очень благодарен, но у меня вызывает глубокое сожаление, что вы с "Радио Свобода" отказались говорить по-русски. Мне это не кажется профессиональным. Надо сказать, что впервые за четверть века своей журналистской практики я столкнулся с нежеланием собеседника говорить на языке, которым он очень хорошо владеет. Андрей Халявко получил образование в советское время, так что мотивы его отказа вполне прозрачны"…

Всем видно, даже людям, далеким от религии, что состояние дел в Украине и в Украинской Церкви далеко от идеального. Украинское православие разделено. Идет очень напряженная межцерковная борьба. "В мире нет ни виноватых, ни не виноватых!" Трагичное сплетение исторических узлов. В этой ситуации никто не виноват. Не виновата Россия и ее Церковь, что на крутом историческом разломе осталась одна, и ей жизненно необходимо сохранять, цементировать остатки былой целостности. Не виновата и Украина со своей Церковью, что вследствие того же разлома осталась с проблемой разделения, которая не имеет пока позитивного варианта решения. Будут и новые расколы, новые деления – дальнейшая атомизация Православия. И здесь необходима какая-то трезвая мысль…

В размышлениях о судьбах Украинской Церкви, в рамках общецерковной дискуссии, надо меньше говорить и писать в менторском тоне, давая советы: как "нужно", или "так и не иначе, а иначе никак!" Надобно набраться смелости и чаще повторять: никто не знает, как нужно! Сегодня смешно давать советы, когда даже правительственные и церковные постановления не работают. Сегодня надо говорить с точки зрения пессимиста, с осознанием "обреченности" земного бытия, не вынося никому морально-императивных приговоров. А великий оптимизм произрастает из великого пессимизма.

Патриарх Кирилл (Гундяев) теперь в Украину часто приезжает. Каждый его приезд вызывает ожесточенные споры в украинском обществе. Но он приезжает и уезжает, а Украина и ее Церковь остаются со своими проблемами один на один. Она раздроблена и обескуражена, но все же лелеет смутную надежду на объединение. Люди в украинском обществе разобщены, обозлены, в соцсетях и на улицах ведут жаркие споры.

И вот, встает вопрос: а что мы хотим, чего ожидаем от Патриарха Кирилла? Патриарх говорит то, что должен сказать, что подобает говорить церковному начальнику из России. Если бы он, приехав, внезапно провозгласил автокефалию Украинской Церкви, то это был бы с его стороны безответственный шаг перед своей страной и российским народом. Русские верующие действительно часто говорят: "Если бы не было ретивых украинцев, националистов, автокефалистов, то мы бы жили тихо и мирно".

Все в жизни не так просто. Если бы не было конфликтов, люди бы их изобрели заново: условная война человеческого сознания "против всех" существует, наверное, со дней Вавилонского столпотворения. Сознание человека, не замечая того, приучают к конфликту, к борьбе с самого раннего периода его жизни: спортивные состязания и победы на них, интеллектуальные олимпиады и прочее. С самого начала, с детства, школы настраивают человека на разделение, борьбу, противостояние, победу. Мы, взрослые, научая детей простым и безыскусным играм, - как постоять за себя, отстоять себя, быть первым, - не осознавая того, передаем им и первые уроки соревнования, обособления, противостояния. Но это и механизм общемирового процесса развития, совершенствования общества…


Украинство - это религия!


У меня в приходе был прихожанин Григорий Анатольевич, который ушел в Киевский патриархат. Я спрашивал его: "Что привело вас туда?" Ответ был прост и внятен: "Там служится служба на украинском языке, понятном, родном и дорогом для меня. И когда я слышу службу на рідній мові, я благоговею, у меня вдохновляется душа, и весь день я хожу в возвышенном настроении". После его ответа я понял, что переубеждение такого человека с моей стороны в данном случае было бы излишним.

Украинство – это религия. Да-да, и это не моя оговорка, а тема, о которой следует говорить. Язык (мова) содержит в себе фонетический код нации и является для многих людей источником жизненного вдохновения. Язык - это таинство духовного озарения, во время которого происходит сверхчувственный контакт земного и небесного, ведь он мистически связан с Богом-Словом, в Котором и через Которого люди стали "тварями Словесными".

Украинство – религия! И как всякая религия, оно заключает в себе духовную энергию - стремление к созданию своей идентичной национальной Церкви. Это полыхающий огонь, раскаляющийся ядерный реактор, если хотите, неустанная борьба, напряжение, перерастающее в кризисные ситуации. И тут надо внимательно смотреть, чтобы ситуация с украинством совершенно не вышла из-под контроля нашего сознания. Пусть там с экранов телевизоров говорят о миротворческой, успокаивающей роли религии. Это и так, и не так. Любая религия есть гремучая закваска нестабильности, мятежей, борьбы и войн. Почему так? Да потому, что не все люди мыслят одинаково, и свою идею им приходится часто отвоевывать.

Всюду в Украине мы наблюдаем приходские затяжные войны. И это, по всему видно, на многие годы. Такая себе "вялотекущая шизофрения". И деться от нее никуда невозможно. Мы все, участники конфликтов, ситуативно поставлены в условия противостояния. Не увернуться никому, кто причисляет себя к той или иной общине. Но, что самое печальное - данное противостояние бесперспективно. Служба на столиках и табуретках перед закрытыми храмами, это не раннее христианство а, осадная, досадная, упорная война на измот, измор противника. А кто этот противник, спросите вы? Да свои же украинцы, "брати незрящi гречкосiї", как говорил Шевченко.

У нас на Полтавщине, как и по всей Украине, по местам вспыхивают конфликты, очаги недоразумений с Киевским патриархатом. Священники переходят вместе с общинами к нам, и мы думаем, что они должны переходить вместе с храмами. Но не тут-то было. Храмы остаются за Киевским патриархатом, который, глядя на нас, по нашему примеру, в 90-е годы документально переоформил их тоже в свою собственность. Или владельцы, строители храмов прямо и явственно симпатизируют Киевскому патриархату и, построив храм, передают его УПЦ КП.


Русский мир и Украинский мир


Итак, идет это бесконечное перетягивание каната между сторонниками "Русского мира" и "Украинского мира". И никуда от этого не деться. Факт в том, что существует идея Русского мира, но так же реально существует и идея Украинского мира. Есть многочисленные сторонники как того, так и другого, и это реальные живые люди, наши соотечественники. И есть покровители из-за границы, как у того, так и у другого из "миров". На духовно-интеллектуальном поле Украины сталкиваются Европа и Америка против России. Украина волей-неволей геополитическая арена.

Это противостояние людей и есть сама жизнь. В сознании людей, объединяющихся в социумы, постоянно происходит непреодолимая никакими инициативами поляризация, конфронтация. В чем трагизм ситуации? - Правы как те, так и другие! Что нам остается? Все силы прикладывать к тому, чтобы это противостояние не переросло из идеологической борьбы в баррикадную, а то и в гражданскую войну.

В "перестройку" мы думали, что эта глобальная двуполюсность преодолена, и преодолена навсегда. Увы, не тут-то было! "Не так сталось, як гадалось!" Думалось и заявлялось, что с этой глобальной двуполюсностью, биполярностью покончено навсегда. Увы, ошиблись перестроечные политики.

Кардинал Любомир Гузар говорил: "Было много неправд, как с одной, так и с другой стороны. Почему так происходит? Мы не знаем…". Мудрый старец. Не боится сказать сущую правду! Такова диалектика бытия жизни…

Вспомнил, что писал об украинцах Петр Первый: "Сей малороссийский народ зело умен и зело лукав: он аки пчела любодельна дает российскому государству и лучший мед умственный и лучший воск для свечи русского просвещения, но у него есть жало. Доколе россияне будут любить и уважать его, не посягая на его свободу и язык, дотоле он будет волом подъяремным и светочью русского просвещения. Но, коль скоро посягнут на его свободу и язык, то из него вырастут драконовы зубы, и российское царство окажется не в авангаже" (Даниил Мордовцев. "Державный плотник"). А своих непосредственных подчиненных (вероятно, неукраинцах) тот же Петр писал: "У них вид должен быть лихой и придурковатый, дабы разумением своим не вводить в смущение начальствующих" (Указ 1708 г.).

***

Вот именно украинцы и не хотят иметь "вид лихой и придурковатый". Украинцы хотят быть самими собой и последовательно, планомерно отстаивают это право. Ну кто нас сегодня в этом обвинит или упрекнет?

Итак, идет напряженная идеологическая борьба! На Фейсбуке увидел фото: львовские студенты повесили макет министра образования Табачника напротив университета. Также слышно в печати: там же, во Львове, из музея разворовали и распродали оружие. Может быть, это всего лишь банальное уголовное преступление, совершенное с целью наживы, но, вспоминая опыт прошлого Западной Украины ХХ века, так и думается, что там уже готовятся к борьбе, к "криївкам".

Украинство, самосознание нации - это великая энергия. При работе с ней требуется огромная доля ответственности за все сказанное и сделанное, а также установка "упреждающей тревожности", дабы эта энергия не вышла из-под контроля государства.

Задача Церкви тут - возвышать свой голос против агрессии распаленных ненавистью сообществ. Всеми силами души трезвые головы в Церкви должны доказать, что религия и Церковь являются той охладительной "Водой Живой", которая охлаждает ядерный реактор распаленного ненавистью общества. Она должна ежедневно и ежечасно давать уроки "упреждающей тревожности", бодрствования мира, предупреждая как мелкие мятежи, так и крупные конфликты.

Это уже понимает и Московская патриархия. В ее среде идет балансировка противовесов и интересов. Сейчас уже нельзя сказать, как говорили представители царской России в XIX веке, что украинского языка нет и быть не может, что это всего лишь "мужицкая мова". Главный официальный сайт Московской патриархии признал украинский язык и открыл свою украинскую версию. Теперь один из иерархов УПЦ МП даже пишет литургические песнопения на украинском языке, причем сквозь его музыку ясно просвечивают национальные оттенки.


Автокефалист протоиерей Василий Василенко


То, что украинство - это религия, я понял давно, еще общаясь со старым батюшкой, нашим благочинным отцом Василием (87лет), что служил в нашем кременчугском храме. Он был убежденным сторонником еще той, первой автокефалии 1921 года митрополита Василия Липковского и, чуть позже, митрополита Феофила Булдовского. Ему, как перешедшему из "Лубенского украинского раскола", поэтому долго не давали митры.

Помню, какое откровение-озарение я получил в требной комнате батюшки Василия. Один раз он попросил ему помочь прибраться. Раньше я как-то не обращал внимания на его иконы. А тут, убирая, стал повыше на стул и - О! Господи! - там, на иконах, Господь и Матерь Божия изображены в вышитых сорочках, в украинских одностроях, с красно-черными воротниками, с рукавами, украшенными орнаментом украинским. Украинская народная икона!

Отца Василия рукополагал в 1920-е годы небезызвестный у нас, на территории Полтавщины, митрополит Феофил Булдовский. Он был активным инициатором возрождения в Украине каноничной законной автокефалии, в противовес "липковщине". В 1982 году, будучи диаконом, я слышал разговоры полтавской матушки Антонии, как та, вспоминая Лубенский раскол, легкомысленно играла словами: "Булдовский-блудовский", ну а в Кременчуге, в разговорах в пономарке, что-то подобное и я повторял. Слышал звон, да не знал, где он! Отец Василий подошел ко мне и многозначительно спросил: "Отец диакон, вы знали покойного митрополита, что так легкомысленно говорите о нем?" - "Да, нет, не знал" - "Так вот, если не знали, то нечего над его памятью глумиться! Это был человек из легенды, боровшийся за Украинскую Церковь. Что вы, молодые, понимаете и что помните?! Мы, сегодняшние, ему и в подметки не годимся. А служил он как красиво, вы бы так служили, Лубенский собор был полон голоса, первый тенор", - проговорил о. Василий и задумался. Видимо, воспоминания молодости, тех бурных лет, с неимоверной силой нахлынули на него. Я прикусил язык и больше никогда не произносил легкомысленных слов по поводу автокефалии и ее сторонников. Этот случай поразил меня и стал для меня уроком на всю жизнь.

Служил у нас как-то епископ РПЦ МП Дамаскин (Бодрый), идет по чину архиерейская служба, хоры прекрасно поют, и вот он на Трисвятом с трикирием и дикирием выходит на амвон и произносит: "Призри с небесе, Боже, и посети виноград сей, егоже насади десница Твоя". После, уже на обеде, отец Василий не преминет вспомнить: "А знаєте владико, як в наше врем’я митрополит Феофiл говорив на Трисвятому: "Зглянься з неба, Боже, та благослови ниву Твою, бо ж її насадила рука Твоя!" На Українi у нас не виноград, а нива! Бачите, наскiльки нива у нас красивiше i масштабнiше звучить!" Владыка Дамаскин, сам русский, только добродушно усмехался в свои рыжие усы. Это было начало 80-х, еще вопросы автокефалии не поднимались, и посему не было остроты в таком разговоре. Не знали в РПЦ МП, что случится всего лишь через несколько лет.

Один раз в 1987 г. с отцом Романом (ныне епископ Филипп Полтавский и Миргородский УПЦ МП) мы решили в свят-вечер посетить отца Василия, а было это как раз в ночь перед Рождеством. Отец Роман говорит: "Наверное, в такой вечер отец Василий сидит один, скучает… (А был он уже к тому времени заштатным, не служащим.) Давайте сделаем старцу приятное, посетим, разговорим, развеселим!" Ну и пошли. Зашли в дом, а там многолюдно. Вечеря накрыта не в той комнате, в которой мы всегда бывали, где батюшка крестил, но в другой, куда нас отец Василий предпочитал не пускать. Комната-світлыця уставлена была в украинском стиле. Да, помню, были образа, но было и другое… Там был большой вышитый портрет Тараса Шевченко. Тут же на стене, на ковре были развешаны набор музыкальных инструментов - кобзы, цимбалы, даже колесная лира была. И меня поразило, что инструменты были не в единственном экземпляре. До этого я нигде колесной лиры не видел. За многие годы о. Василием была собрана небольшая, но довольно искусная коллекция украинских народных музыкальных инструментов. Ну и батюшка Василий, восседающий за столом, как родоначальник-патриарх в окружении детей, родственников и знакомых.

Хата священника и крестянина украинца XVIII-XIX веков - это своего рода святыня, малый храм, домашняя церковь. Она уставлена образами, в которых от малейшего луча огненным жаром горит и переливается фольга, киоты образов, красиво убранные вышитыми рушниками, печь - и та расписана цветами из первозданного рая…


В чем сила и живость украинской идеи?


Украинская идея жива, и я настойчиво повторяю - это своего рода религия. Украинский народ очень эстетичен, духоносен и религиозен по своей сути. Статистика свидетельствует: украинцы в два, а то и в три раза больше посещают храмы в дни праздников, чем русские в России.

Почему сильна украинская идея? Потому что западный и центральный украинец выше самосознанием, сознанием своего национально-человеческого достоинства, чем житель восточной Украины, в большинстве своем не верящий ни в Бога, ни в черта. Идея центрального и западного украинца это – ведущая идея! Центральный и западный украинец мобилизованный, собранный, дисциплинированный. Посему и правительству Украины, как бы оно ни было "провосточно" настроено, волей-неволей приходится следовать ведущей национальной идее.

В октябре 2009 г. дело объединения украинского православия сдвинулось с мертвой точки. Начался диалог между разрозненными Церквами. Искать диалога с разрозненными нашими братьями начинают молодые священники. Вот уже и с Греко-католиками встречи происходят. По мере того, как старое духовенство ХХ века будут забирать года, неумолимый бег времени, - будет сглаживаться острота конфликта, будут появляться мосты между единоверными украинцами, контакты на человеческом уровне. Но должно пройти какое-то время.

Переговоры между враждующими Церквами, естественно, будут заходить в тупик, после чего будут намечаться проблески и выходы из тупика. И так постоянно. Нам не дано силы воли и зрелости, высоты сознания, чтобы поступиться своими амбициями. Очищением, наведением порядка в Церкви займется рано или поздно сильное государство. Сильная рука, сильная государственная власть со временем все равно появится. Разрозненным религиозным группировкам, злобствующим, проклинающим, враждующим, отнимающим храмы друг у друга, уже по всему видно это не под силу.

В екклесиологические, фундаментальные основы православия заложен принцип поместности. Православие изначально, в отличие от католицизма, было ориентировано на принцип: "Есть государство, есть и его Церковь". Сначала из греческой Церкви выросла поместная Церковь Киевской Руси, затем - Российская, а вот уже настало время и для Украинской. Православие всегда несло на себе национальный, если не сказать, этнофольклорный оттенок. Это не наша сегодняшняя вина. Исторически так сложилось, и так будет складываться в будущем.

Веют исторические бури и вихри. Борьба продолжается, живем и смотрим…

Архимандрит Аввакум, город Кременчуг, 2011

www.portal-credo.ru

Про автора
Ілько Запорожець
Домогосподар
Ілько Запорожець
119
Останні публікації