3.05.2015 | 22:01

"Незламна" при обороне Севастополя

Так как стараюсь не пропускать фильмы о Второй мировой или (ВОв), то посмотрел "Незламну" (в российском прокате "Битва за Севастополь"). Как всегда скажу спасибо за саму тему, тем более 70-летие, но снова родовые травмы постсоветского кино не позволили снять фильм о войне уровня Бондарчука-старшего.

Во-первых, российская версия названия не соотвествует фильму, как и в случае со "Сталинградом" желание сделать кассу оказалось сильнее совести, которая должна проявляться, особенно при условии обмана человека, который несет тебе деньги за заявленный тобой товар. Пришел зритель на нечто эпическое в "Сталинграде", а Сталинграда не получил - кроме только особого видения режиссера и галлюциногенный бред про восьмируких женщин в Индии. Или пришел жаждущий зритель на битву за Севастополь, а там, в принципе, ни битвы, ни Севастополя. Если конечно не считать сцену, как Мессеры обстреливают и бомбят корабли ЧМФ при эвакуации войск из Одессы в Севастополь.

Во-вторых, если ты в фильме про войну не ввернешь тему секса, то считай - пропало. У Людмилы Павличенко действительно был сильный роман на фронте со своим ещё довоенным знакомым. Его тяжело ранили, а она принесла любимого на себе к своим, да было поздно. Здесь для автобиографичности, согласен, мелодраму можно было и ввести, но на поверку вышла череда мужчин - таких тертых, настоящих полковников. Первый инструктор, второй напарник. С одним секса не было, с другим был. Всех убило. Потом появился третий, довоенный, одесский еврей (секса не было), который отдает ей свой пропуск на эвакуацию из Севастополя и скорее всего погибает. По фильму непонятно значение всех этих мужчин в судьбе главной героини. А если нет значения - зачем тратить время и деньги зрителя на любовные сцены? Разве что напарник научил Людмилу тому, что на войне не надо мстить, потому что превратишься в фашиста, и что война - это такая вариация жизни, а поэтому над жить, а не умирать. Но я бы охотнее поверил, что Людмила ушла на фронт ради сына, который родился у неё ещё до войны. В фильме на момент 1941 года никакого сына нет, ведь сын зрительских денег в кассу не принесет. А так получается - попадаешь случайно на войну, у тебя проявляется талант в отстреле врага, ты становишся Бэтменом в юбке, в тебя все влюбляются и все тобой восторгаются. Ни стимулов, ни мотивов у самого успешного снайпера Второй мировой - нет. А, уверен, в жизни Людмилы Михайловны мотивы на войне были. А мужчины... В 1941 году ей было 24 года, мужчины у женщин были и тогда, а уж сегодня в этом возрасте - так подавно. Но зачем заострять на этом внимание?

Есть и явный ляп. Командующий армией Петров говорит: "А, Людмила Михайловна Павличенко? Так это я ж с твоим отцом в Гражданскую воевал!". И ведь в титрах указано, что фильм рецензирован библиографами Людмилы Павличенко, которая в девичестве Белова! То есть генерал Петров воевал вместе с Беловым, но никак не с Павличенко. Как говорится, йоперный театр.

Третье. Как и сказал, не мужчины девушки-снайпера стали вторыми в фильме и тем более не сын, а... жена президента США Элеонора Рузвельт. Да, Людмила Михайловна стала первым советским человеком, который попал в Белый дом, но частота появления в кадре вполне милой и мудрой миссис Рузвельт явно излишняя. Если "Сталинград" можно было назвать "Секс в разрушенном городе", то фильм о Павличенко - "Людмила и Элеонора открывают Второй фронт". Тем более, что фильм и начинается с жены Президента США.

Совсем маленькое отступление. Я лично так и не понял значение отца Людмилы. Он военный, но и это не объясняет его суровость, оскорбительную суровость к дочери. Почему, во имя чего? Типо коммунист пришибленный, что с него взять? А ведь позже Людмила Михайловна вспоминала, что воспитывалась на рассказах отца о Гражданской войне. Значит, значение отца в реальной жизни было, но в фильме его нет.

Что до концовки, то тут не обошлось без драки возле причала Севастополя, есть упоминание об эвакуации партийных, военных командиров, прочих ценных. Три тысячи эвакуировали, а остальные 80-ть - погибай. А была ли эта физическая возможность для эвакуации и кого нужно было эвакуировать вместо генералов - авторы умолчали. Выходит, что та война - это секс в окопах, героическая, но серая масса, которая никому не нужна. И если ты не Супермен, то выжить и подружиться с женой президента США тебе не светит.

Но... За фильм все равно спасибо. Месяц-два назад я лично не знал кто такая Людмила Павличенко, уроженка Белой Церкви, которая за год уничтожила 309 нацистов, почти батальон. А теперь знаю. И горжусь.

Про автора
Ян Пругло
Журналіст
Ян Пругло
157
Останні публікації