25.04.2014 | 17:41

"Сквозь снег"

Может зря, а может так и надо было, но фильм южнокорейского режиссера Пона Чжун Хо “Сквозь снег” (2013 год) в прокате у нас не вышел.

Как по мне, то зря.

Фильм показался очень образным и философским, как и многие другие фильмы на тематику постапокалипсиса. 

Если кратко пересказать фильм, то Земля в самом недалеком будущем оказалась в плену льда и снега. Жизнь на Земле прекратила свое существование в результате стараний экологов, которые, спасая от последствий глобального потепления, распылили в атмосфере газ. В итоге - получилось лютое глобальное похолодание.

Оставшиеся в живых накатывают бесконечные круги по безжизненному заснеженному пространству в вагонах высокотехнологического поезда, который никогда не останавливается. Символ поезда режиссер выбрал для иллюстрации социальной лестницы современного человечества: в задних вагонах, в грязи, нищете и бесправии, пытаются выжить «людишки», а чем ближе к голове поезда, тем обитатели ближе к «элитам», которые и обеспечивают выживание всех пассажиров. Правда, не совсем понятно, зачем в поезде надо было устраивать это «гетто», но так уж увидел режиссер.

Спусковым крючком для восстания стало изъятие в последних вагонах маленьких детей у несчастных родителей. Под тупым предлогом санитарного осмотра. Местный лидер Кёртис, он же главный положительный герой, он же Капитан Америка, Крис Эванс, организовывает и возглавляет восстание, обнаружив, что у «вертухаев» не заряжены автоматы.

По ходу выясняется, что белковые бруски, которыми кормили «чернь» делали из каких-то мерзких насекомых. Правда, откуда взялись сами насекомые — загадка. Снова относим это на прием режиссера.

В одном из вагонов восставшие наталкиваются на прибывших «ментов», которые почему-то были вооружены топорами. Начинается жестокая заруба, где проявилась явная страсть всех азиатских режиссеров к сценам подобного рода. По ходу вскрывается дьявольский план этого спецназа: когда поезд входит в тоннель, они, надев приборы ночного видения, начинают методично зачищать повстанцев. Но не тут-то было! Революционеры вооружаются факелами и в итоге побеждают без всяких ПНВ.

По ходу движения по символической социальной лестнице человеческого общества повстанцы с удивлением знакомятся с оранжереями, аквариумами, с морозильными камерами, где висят мясные туши (правда, а где коров берут?).

Побывали они и в школе, где деткам вдалбливали в мозг, что двигатель поезда — это божество, а его создатель (и по ходу главный злодей в фильме) Уилфорд — что-то вроде наместника этого божества на Земле, то есть, в отдельно взятом поезде.

С потерями своих сторонников (злодеи таки нашли патроны к стрелковому оружию) Кёртис продвигается дальше, где с удивлением смотрит на бассейны, бани, рестораны, нарядных женщин, дискотеки и даже на отдельный вагон для «торчков».

Но ещё больше его ошеломила конечная встреча со злодеем Уилфордом, обитавшем в первом вагоне.Этот тиран, по-домашнему, поджаривая стейки и отхлебывая вино, рассказал, что все эти годы он через своего друга (и друга Кёртиса) согласовывал восстания в задних вагонах, чтобы после очередной мясорубки количество пассажиров в поезде уменьшалось. Всех ведь не прокормишь. Далее Уилфорд предлагает Кёртису самому возглавить поезд, потому что людишки от природы — безмозглые и ничтожные. Без пастыря они, того и гляди, нарушат хрупкую техно-природу поезда, которая помогает выживать в экстремальных условиях выжившему человечеству. Короче, правь, наслаждайся и по-отечески сокращай население, но только во благо.

Наш герой, конечно, крепко задумался, ну почти как Нео в гостях у архитектора Матрицы. Помог случай — обнаружилось, что ранее изъятые маленькие дети нужны были для того, чтобы заменять изношенные детали к вечному двигателю. Маразм, конечно, но снова-таки — так увидел Пон Чжун Хо.

В итоге Кёртис делает свой выбор, в результате которого поезд сходит с рельс, происходит такая себе феерическая авария, в ходе которой, вероятно, гибнут все. Правда, кроме девушки-азиатки и негритенка-мальчика. Они в уже шубках и унтах вышли на природу погулять, где увидели Белого медведя. А если есть медведь, значит, есть где-то и его кормовая база. Короче, жизнь на планете осталась, а со временем может быть и существенно потеплеет. Свет в конце тоннеля, в общем. На этом фильм и заканчивается. Съел ли детей мишка — не знаю.

Фабула, конечно, интересна, хоть и не нова. Или ты встраиваешься в иерархию во главе с любящим тебя диктатором, или выходишь вон из поезда, где тебя ждет явная гибель. Главный герой выбрал свободу, даже путем уничтожения остатков человечества. Но зачем жить такой ублюдочной системе? И есть ли сам человек такой самоценностью, чтобы оберегать его в коконе этого жуткого поезда (в широком смысле нашего мира)?

Про автора
Ян Пругло
Журналіст
Ян Пругло
157
Останні публікації