Розмір тексту

Некоторые мысли родившегося, благодаря 9 Мая

Уже традиционно в преддверии 9 Мая в украинском обществе с новой силой, и я бы даже сказал ожесточением, вспыхивают споры по поводу этого дня в нашей истории.

Отдельные мысли людей, которые считают себя украинскими националистами, были недавно озвучены на заседании круглого стола. //poltava.to/news/22007/ Не вдаваясь в подробности, тем более, что они известны, хочется сразу сказать, что лично я не согласен с резолюцией впадать на 9 мая в скорбь.

Но так как этот вопрос уже давно стал идеологическим и мировоззренческим, сейчас не хочу детализировать все аргументы «за» или «против». Есть своеобразная мировоззренческая нить, а все «факты» или, как любят говорить, «правда» лишь нанизываются на неё как отдельные бусинки.

Более мне хочется рассказать о некоторых фактах из жизни своих дедов, если уж речь пошла об истории. Но начну, пожалуй, с одного из фактов, который произошел с моей семьей. По рассказам моего ныне покойного отца, немцы 41 года и немцы 43 года – это были совершенно разные люди. Если в начале оккупации моему 4-летнему отцу и шоколадки перепадали, то перед отступлением оккупанты, по какой-то мне неведомой логике мести, собрали отдельных жителей села Великие Будища в колонну и погнали её под конвоем вниз по дороге, к селу Писаревщина Диканьского района.  В колонне находились мои прадед, прабабушка и мой отец (дед и бабушка были эвакуированы в голую степь Казахстана, для строительства с нуля военного авиазавода). Один из конвоиров, полицай и знакомый моей семьи, предупредил, что всех их ведут на смерть, и что за ближайшим поворотом «надо тикать в лес». Так и произошло. Полицай для порядка стрелял поверх голов бегущих, кто-то инстинктивно рванул вслед за моими. Стрельба пошла плотнее, но мои предки выжили.

Надеюсь, теперь не стоит объяснять, что если бы не 9 Мая, этих строк не было, так как их автор просто не родился бы. И лично для меня день 9 Мая – это праздник, праздник Жизни.

Теперь о дедах. Один из них, дед Денис, вероятно, всю жизнь не мог простить себе того, что он не попал на фронт. Его многочисленные просьбы отправить его с завода на фронт, в конце концов, закончились тем, что он получил удар по зубам, вследствие чего на его губе до конца жизни осталась отметина. Хотя он и прекрасно понимал, что ждет его на фронте, и как там кратковременна жизнь, но для него его отсутствие там – было нестерпимой мукой. Это, кстати, по поводу бусинки «пушечное мясо».

Помню я и наши совместные походы с ним к Вечному огню, на 9 Мая, помню его выражение глаз и настроение. Для него это был именно праздник, хоть и со слезами на глазах. Почему я должен предавать память о нем теперь – мне неведомо.

Другой мой дед Никита (родом из Козельщины) от советской власти не получил, в принципе, ничего хорошего. Сначала его семью раскулачили, и то, что семья имела до этого, в колхозе она получила только через 2-3 года труда, тогда как бездельники и горлопаны (сейчас и таких полно) получили всё «на халяву». Потом он работал завскладом, и не по его вине произошла растрата. Он, как ответственное лицо, отправился в «места не столь отдаленные». Однако со временем он даже стал коммунистом и снова получил должность, теперь уже на заводе. Кстати, о членстве в партии. Звание «коммунист» дед Никита понимал по-своему и я уверен в том, что даже сегодняшние многие коммунисты этого так не понимают. Для него это означало быть частью элиты, но не такой элиты, как сейчас: со «связями», баблом и прочими прелестями безнаказанного сибаритства. Он сам наложил на себя определенные ограничения, например, где все пьют по 7-8 рюмок, он только 3 – коммунисту больше нельзя. Жил скромно, потому что коммунисту, элите, первому – снова же - иначе нельзя. Поэтому его фотографию практически не снимали с заводской Доски почета, потому что безгранично уважали.

Все эти горести и лишения, всю несправедливость, всю грязь своего времени они вынесли достойно, что дает мне (лично) право сказать в их адрес: «Я помню, я горжусь».

Как и кто будет этот день праздновать (или горевать) – дело для меня надцатое, я сказал лишь свою правду и свои мотивы. Кстати, георгиевские ленточки на собачках или на бутылках водки считаю таким же кощунством, как и называть наших предков дикими мародерами и насильниками.

Единственное послесловие в сторону - скажу лишь доценту кафедры истории Украины ПНПУ Виктору Ревегуку, который на вышеупомянутом круглом столе сравнил 9 Мая с «победой «Ворсклы».

Пан Виктор, возможно я и ошибаюсь, но что-то мне подсказывает, что некоторые ваши особо рьяные ученики, молодые, голодные и горячие, если только почувствуют полную волю и если только почувствуют, что вы недостаточно радикален, но достаточно либерален, то они вас просто съедят. Съедят с потрохами. И в этом будет некоторая доля высшей справедливости.  

«Jedem das Seine», как иногда любят вспоминать некоторые эти ваши ученики.

Про автора

Ян Пругло

Ян Пругло

Журналіст

173
Останні публікації:

Полтавщина:

Наш e-mail:

Телефони редакції: (095) 794-29-25 (098) 385-07-22

Реклама на сайті: (095) 750-18-53

Запропонувати тему