Розмір тексту

Слава героям!

Старик Гомер был одним из немногих, кто умел оценивать людей по поступкам, а не по мотивам. Для него и стопроцентно свой Ахиллес, и стопроцентно чужой Гектор – герои. И во времена Гомера и после него главными критериями героизма были: 1) выдающаяся смелость и доблесть; 2) выдающиеся деяния; 3) самоотверженность и самопожертвование. Однако, уже недалекие потомки Гомера ввели четвертый критерий – «за правое дело». Уже при Фермопилах и Марафоне герои были только с одной стороны.

А потом появилась история. Историю, как известно, пишут победители. Они же определяют, какое дело «правое», а какое не совсем. Уже Александр Великий, безусловный агрессор, развязавший самую кровавую войну своего времени – герой и предводитель героев, чьи имена всем известны: Гефестион, Кратер, Неарх, Антигон, Селевк, Пердикка. Уже Филота, выдающийся полководец, казненный Александром за приверженность к принципам военной демократии, известен меньше. А что говорить о врагах Александра? В их лагере героев не искали ни современники, ни потомки.

Дальше – больше. Мы, почему-то, оцениваем исторических личностей с точки зрения собственного, сегодняшнего понимания «что такое хорошо, что такое плохо». Может быть, надо попытаться понять их среду обитания, существующие в их времена порядки и нравы? Можно ли считать героями Кортеса и Писарро? Все критерии налицо – великие деяния, выдающиеся смелость и доблесть, самопожертвование. Вот с «правым делом» не все в порядке. Но ведь помнит ли кто-нибудь, что, впервые увидев аборигенов, испанцы сомневались, а люди ли перед ними, что кровавые обряды туземцев (посмотрите «Апокалипто» Гибсона – я думаю, это еще не весь ужас), только убеждали европейцев в необходимости приобщить индейцев к цивилизации любым способом? А Френсис Дрейк, а Сесиль Джон Родс? Или Пугачев со своими зверствами? Или Суворов в «славном» польском походе? Или немецкие летчики, сбивавшие более сотни самолетов, наших самолетов. Или финские солдаты в войне 1939? Так кто герой - Блюхер или Колчак? Тухачевский или Деникин? Буденный или Капель?

А Мазепа? Мы когда-нибудь задаем себе вопрос, а считал ли Мазепа Петра своим господином? Петр, безусловно, считал Мазепу, как и каждого жителя империи, своим рабом. Но вот Мазепа, скорее всего, считал Петра не господином, а сюзереном, а себя не рабом, а вассалом. Это у господина перед рабом нет никаких обязанностей. А вот у сюзерена перед вассалом, по давней европейской традиции, обязанности есть. Как минимум, он обязан обеспечить неприкосновенность собственности и земель вассала. Можешь, тогда ты сюзерен. Не можешь, я вправе искать себе другого. Вспомним войну Роз в Англии. Ведь это сплошная череда предательств, которые предательством никто не считал. А раз нет господина, нет и предательства. То же применимо и к УПА. Герой Советского Союза, родись он в деревне, недалеко от Львова, скорее всего, стал бы героем УПА. В то же время, герой УПА, получи он образование в школе красных командиров, вероятнее всего мог бы стать Героем Советского Союза. Может быть, пора признать, что все они боролись и умирали за счастье своего народа. Только вот, что будет для народа счастьем, понимали по-разному.

Но это все так, размышления на тему. В комментаторской дискуссии меня в очередной раз поразило (наверное, пора прекращать удивляться), что вся ненависть, ругань, оскорбления были направлены не на фашистов. Их привлекали, в основном, в качестве экспертов. А благодушные комментарии – да ладно, ничего страшного, расслабьтесь – под материалом о продаже украшений с фашисткой символикой (//poltava.to/news/13704/), только подтвердили эту версию. Не на Бандеру и УПА, хотя и им досталось. Весь негатив вылился на два десятка молодых людей, наших сограждан, наших детей, или, как минимум, одноклассников и сокурсников наших детей, которые, при этом, НИЧЕГО и НИКОМУ не сделали ПЛОХОГО! Они просто прошли с портретом уважаемого ими человека каких-то несколько сотен метров по СВОЕМУ городу! Они не дрались, не кричали, не сорили, не ругались матом. Дискомфорт, который они могли доставить согражданам, вполне сравним с дискомфортом, который доставляют шествия кришнаитов с их песнями и плясками? Так, ЗА ЧТО?

Несколько лет подряд, мы с другом, каждый год, 15 августа скорбели по безвременно ушедшему Виктору Цою. Мы брали магнитофон, слушали его песни и, страшно сказать, пили водку в общественных местах. Иногда к нам присоединялись ребята с гитарами, бывало, достаточно, шумно. А мой папа не любит Цоя, он любит Клавдию Шульженко. А кто-то любит Моцарта или Баха. А кто-то писает кипятком от Киркорова и группы «Блестящие». Так что нас теперь, за посягание на чувства и любовь сограждан, за выбранный способ выразить чувства скорби и личной утраты, к позорному столбу?

А не далее, как вчера, другая группа молодых людей, несколько не стандартно праздновала день рождение другого Человека. Некоторые называют его Пророком, некоторые Богом. И опять, праздновали в СВОЕМ городе, НИЧЕГО и НИКОМУ не делая ПЛОХОГО. И опять потоки брани, ругани и оскорблений. И верите не так, и празднуете на так, и вообще вы….

Сограждане, может, хватит ненависти? Может, лучше о любви? Тем более, в такой День!

Про автора

Борис Лозовский

Борис Лозовский

Частный предприниматель

206
Останні публікації:

Полтавщина:

Наш e-mail:

Телефони редакції: (095) 794-29-25 (098) 385-07-22

Реклама на сайті: (095) 750-18-53

Запропонувати тему